Вторник, 16.04.2024, 17:11

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Полезные статьи

«Секреты эффективных взаимоотношений в игровой деятельности».

«Секреты эффективных взаимоотношений в игровой деятельности».

«Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…»

                                      В.А.Сухомлинский

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений  становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации игровой деятельности, обеспечивающей подвижную активность каждого ребенка, позволяющей ему проявить самостоятельность и творчество в игре. Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи и дошкольного образовательного учреждения. Родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но многие не умеют строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Доказано что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Принимая участие в детских играх, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребенка разумно, целеустремленно. Совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признание ребенком их авторитета. В результате правильного руководства игровой деятельностью ребенка, будущий школьник приобретает все необходимые качества для обучения в школе и жизни в обществе сверстников.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Важно:

  1. Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.
  2. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги

Наша цель, как педагогов заключается в формировании активной позиции родителей, в том, чтобы научить родителей правильному игровому взаимодействию с ребенком и руководящей роли взрослого в процессе игры.

Работа педагогов и родителей  должна быть грамотно организованной, методически разнообразной. Это достигается благодаря использованию различных форм сотрудничества с родителями. Таких как:

  1. информационно–аналитические — для выявления интересов, потребностей, запросов через проведение социологических опросов (анкетирование);
  2. досуговые — для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду: физкультурные и музыкальные развлечения, посещение театров, музеев, изготовление поделок для выставок;
  3. познавательные — для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей знаний об игровом общении с детьми, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье (родители получают теоретические и практические советы об играх и игрушках, о том, как и из чего их можно изготовить, во что поиграть с детьми в разных ситуациях, как подготовить праздник и атрибуты к нему: угощения, подарки, сувениры);
  4. наглядно-информационные — для ознакомления с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Функционирование информационного стенда для родителей, памятки с практическими советами, рекомендации.

Педагогическим коллективом нашего детского сада было решено организовать работу по сближению детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр. В современных социально-экономических условиях необходима помощь родителям в организации и проведении игры в домашних условиях.

          Первым шагом в организации данной работы, для того, чтобы узнать значение совместных игр в семьях наших воспитанников, было проведено анкетирование родителей и детей «Игра в жизни моей семьи». По данным анкетирования выяснилось (см. диаграмму):

  1. 52 % родителей считают, что «иногда» играют со своим ребенком,
  2. 27% родителей «часто» играют со своим ребенком,
  3. 21% родителей не играют со своими детьми, т.к. считают, что у них «нет времени».

На вопрос: «В какие игры играют Ваши дети?»,

  1. 30%  родителей считают, что их дети играют в прятки,
  2. 18% в лото,
  3. 13% в машинки,
  4. 9% в шашки,
  5. 9% игрушками  
  6. % в разное

Все родители считают,  что необходимо играть со своим ребенком. На основании чего был сделан вывод, что родители хотят играть с детьми, но не умеют правильно организовывать совместную игровую деятельность с ними.

Для решения этой проблемы, воспитатели поставили перед собой задачи в работе с родителями:

 1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

 2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.

 3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

 4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.

 5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.

 6. Помогать родителям, открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.

Решение данных задач  были реализованы с учетом следующих психолого-педагогических условий:

  1. положительная мотивация всех субъектов взаимодействия,
  2. благоприятный психологический микроклимат при общении детей, родителей и воспитателей,
  3. использование различных видов деятельности и активных методов обучения родителей,
  4. планирование и организация работы с учетом контингента родителей (возраст, образование, профессия, увлечения, социальный статус).

Составили план совместной игровой деятельности, где родители будут партнерами, участниками детей в играх, а не зрителями, наблюдателями.

         Подготовили консультации для родителей «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?».

Цели этих консультаций:

  1. дать понять родителям то, какую роль занимает игра в жизни ребенка;
  2. дать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.

Следующим шагом было проведение родительского собрания в форме устного журнала на тему «Зачем человеку детство?».

     На собрании обсуждались вопросы:

  1. Помнят ли родители свое детство, чем оно характерно?
  2. Что интересует, волнует их ребенка?
  3. Каким бы они хотели его видеть?

        На собрании родители познакомились с высказываниями педагогов, ученых об игре, ее роли в жизни ребенка. В конце собрания родители получили буклеты «Как правильно играть с ребенком».

Кроме познавательных теоретических и практических мероприятий большое внимание уделялось различным видам совместной деятельности:

  1. Посещение музейно-выставочного комплекса
  2. Совместные календарные праздники: Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, День семьи, День защиты детей, праздник Осени, день Матери
  3. Участие в городских мероприятиях;
  4. Участие в совместных творческих выставках детей и родителей.

Воспитателями ясельных групп была разработана программа совместной и индивидуальной деятельности детей  с родителями и педагогами во время адаптации малышей к детскому саду  «Играем и привыкаем».

Цель программы: установить эмоциональный контакт воспитатель – родитель -  ребенок.

Обязательное условие - присутствие близкого человека, потому что  ранняя социальная адаптация должна быть максимально мягкой. Программа состоит из двух частей. Первая часть подразумевает использование группового пространства групп раннего возраста. Задействованы все пространственные зоны:

  1. Подвижная, где проходят подвижные, музыкальные, тактильные  игры. Ребенок живет в движении; игры необходимы для развития самоощущения и хорошего настроения.
  2. Интеллектуальная: рисование пальчиками, ладошками,  конструирование.
  3. Свободная, где малыши принадлежат только себе и действуют без указаний педагога, а только с родителями или друг с другом, им предоставляется свобода действий в безопасном пространстве.

Во второй части программы  описывается совместная игровая деятельность родителей с детьми. Цель этой деятельности: установить доверительные отношения, снять тревогу родителей, повысить роль родителей.

Основные формы работы с родителями:

  1. совместная музыкальная деятельность (музыкальные развлечения); 
  2. совместные прогулки на территории детского сада;
  3. совместные образовательно – игровые мероприятия.

Работая по данной программе  мы добились положительных результатов:

1.      Отмечается более легкая адаптация  к детскому саду.

60%   -  с легкой адаптацией

30%   -   со средней

10%    -  с тяжелой

2.      Родители стали активными заинтересованными участниками жизни детского сада.

Заключительной частью нашей работы было создание презентации «Игра -  наша жизнь», где  были представлены совместные мероприятия и игровая деятельность детей. А для оформления зала использовались игрушки, выполненные детьми совместно с родителями дома  для конкурса  на лучшую игрушку из бросового материала.

Все эти мероприятия способствовали сплочению детей и родителей, кроме того участники получали массу положительных эмоций от совместно выполняемой деятельности.

Таким образом, проделанная работа способствовала формированию у родителей активной позиции в развитии игровой деятельности детей. Помогла в формировании навыков игрового общения с детьми, развитию творческого интереса к изготовлению самодельных игрушек для игр, формированию устойчивой потребности родителей и детей в совместной игровой деятельности.

 

 

Категория: Полезные статьи | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar