«Секреты эффективных взаимоотношений в игровой деятельности».
«Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…»
В.А.Сухомлинский
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации игровой деятельности, обеспечивающей подвижную активность каждого ребенка, позволяющей ему проявить самостоятельность и творчество в игре. Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи и дошкольного образовательного учреждения. Родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но многие не умеют строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Доказано что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.
Принимая участие в детских играх, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребенка разумно, целеустремленно. Совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признание ребенком их авторитета. В результате правильного руководства игровой деятельностью ребенка, будущий школьник приобретает все необходимые качества для обучения в школе и жизни в обществе сверстников.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.
Важно:
- Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.
- Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги
Наша цель, как педагогов заключается в формировании активной позиции родителей, в том, чтобы научить родителей правильному игровому взаимодействию с ребенком и руководящей роли взрослого в процессе игры.
Работа педагогов и родителей должна быть грамотно организованной, методически разнообразной. Это достигается благодаря использованию различных форм сотрудничества с родителями. Таких как:
- информационно–аналитические — для выявления интересов, потребностей, запросов через проведение социологических опросов (анкетирование);
- досуговые — для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду: физкультурные и музыкальные развлечения, посещение театров, музеев, изготовление поделок для выставок;
- познавательные — для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей знаний об игровом общении с детьми, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье (родители получают теоретические и практические советы об играх и игрушках, о том, как и из чего их можно изготовить, во что поиграть с детьми в разных ситуациях, как подготовить праздник и атрибуты к нему: угощения, подарки, сувениры);
- наглядно-информационные — для ознакомления с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Функционирование информационного стенда для родителей, памятки с практическими советами, рекомендации.
Педагогическим коллективом нашего детского сада было решено организовать работу по сближению детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр. В современных социально-экономических условиях необходима помощь родителям в организации и проведении игры в домашних условиях.
Первым шагом в организации данной работы, для того, чтобы узнать значение совместных игр в семьях наших воспитанников, было проведено анкетирование родителей и детей «Игра в жизни моей семьи». По данным анкетирования выяснилось (см. диаграмму):
- 52 % родителей считают, что «иногда» играют со своим ребенком,
- 27% родителей «часто» играют со своим ребенком,
- 21% родителей не играют со своими детьми, т.к. считают, что у них «нет времени».
На вопрос: «В какие игры играют Ваши дети?»,
- 30% родителей считают, что их дети играют в прятки,
- 18% в лото,
- 13% в машинки,
- 9% в шашки,
- 9% игрушками
- % в разное
Все родители считают, что необходимо играть со своим ребенком. На основании чего был сделан вывод, что родители хотят играть с детьми, но не умеют правильно организовывать совместную игровую деятельность с ними.
Для решения этой проблемы, воспитатели поставили перед собой задачи в работе с родителями:
1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.
6. Помогать родителям, открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.
Решение данных задач были реализованы с учетом следующих психолого-педагогических условий:
- положительная мотивация всех субъектов взаимодействия,
- благоприятный психологический микроклимат при общении детей, родителей и воспитателей,
- использование различных видов деятельности и активных методов обучения родителей,
- планирование и организация работы с учетом контингента родителей (возраст, образование, профессия, увлечения, социальный статус).
Составили план совместной игровой деятельности, где родители будут партнерами, участниками детей в играх, а не зрителями, наблюдателями.
Подготовили консультации для родителей «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?».
Цели этих консультаций:
- дать понять родителям то, какую роль занимает игра в жизни ребенка;
- дать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.
Следующим шагом было проведение родительского собрания в форме устного журнала на тему «Зачем человеку детство?».
На собрании обсуждались вопросы:
- Помнят ли родители свое детство, чем оно характерно?
- Что интересует, волнует их ребенка?
- Каким бы они хотели его видеть?
На собрании родители познакомились с высказываниями педагогов, ученых об игре, ее роли в жизни ребенка. В конце собрания родители получили буклеты «Как правильно играть с ребенком».
Кроме познавательных теоретических и практических мероприятий большое внимание уделялось различным видам совместной деятельности:
- Посещение музейно-выставочного комплекса
- Совместные календарные праздники: Новый год, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, День семьи, День защиты детей, праздник Осени, день Матери
- Участие в городских мероприятиях;
- Участие в совместных творческих выставках детей и родителей.
Воспитателями ясельных групп была разработана программа совместной и индивидуальной деятельности детей с родителями и педагогами во время адаптации малышей к детскому саду «Играем и привыкаем».
Цель программы: установить эмоциональный контакт воспитатель – родитель - ребенок.
Обязательное условие - присутствие близкого человека, потому что ранняя социальная адаптация должна быть максимально мягкой. Программа состоит из двух частей. Первая часть подразумевает использование группового пространства групп раннего возраста. Задействованы все пространственные зоны:
- Подвижная, где проходят подвижные, музыкальные, тактильные игры. Ребенок живет в движении; игры необходимы для развития самоощущения и хорошего настроения.
- Интеллектуальная: рисование пальчиками, ладошками, конструирование.
- Свободная, где малыши принадлежат только себе и действуют без указаний педагога, а только с родителями или друг с другом, им предоставляется свобода действий в безопасном пространстве.
Во второй части программы описывается совместная игровая деятельность родителей с детьми. Цель этой деятельности: установить доверительные отношения, снять тревогу родителей, повысить роль родителей.
Основные формы работы с родителями:
- совместная музыкальная деятельность (музыкальные развлечения);
- совместные прогулки на территории детского сада;
- совместные образовательно – игровые мероприятия.
Работая по данной программе мы добились положительных результатов:
1. Отмечается более легкая адаптация к детскому саду.
60% - с легкой адаптацией
30% - со средней
10% - с тяжелой
2. Родители стали активными заинтересованными участниками жизни детского сада.
Заключительной частью нашей работы было создание презентации «Игра - наша жизнь», где были представлены совместные мероприятия и игровая деятельность детей. А для оформления зала использовались игрушки, выполненные детьми совместно с родителями дома для конкурса на лучшую игрушку из бросового материала.
Все эти мероприятия способствовали сплочению детей и родителей, кроме того участники получали массу положительных эмоций от совместно выполняемой деятельности.
Таким образом, проделанная работа способствовала формированию у родителей активной позиции в развитии игровой деятельности детей. Помогла в формировании навыков игрового общения с детьми, развитию творческого интереса к изготовлению самодельных игрушек для игр, формированию устойчивой потребности родителей и детей в совместной игровой деятельности.
|