Пятница, 29.03.2024, 17:00

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Полезные статьи

Программа здоровья. Средняя группа.

Программа здоровья.  Средняя группа.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление здоровья детей;
  2. формирование привычки к здоровому образу жизни;
  3. формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  4. привитие культурно – гигиенических навыков;
  5. профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.

Ожидаемые результаты:

  1. осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
  2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
  3. овладение навыками самооздоровления;
  4. снижение уровня заболеваемости.

Объекты программы:

  1. дети средней группы;
  2. семьи детей;
  3. воспитатели группы.

Основные принципы программы:

  1. принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  2. принцип целостности, комплексности педагогических процессов – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ;
  3. принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
  4. принцип повторения умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
  5. принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания – опираясь на индивидуальные способности ребёнка, воспитатель планирует его развитие, намечает построение двигательного режима;
  6. принцип взаимодействия детского сада и семьи – направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможности сохранения здоровья;
  7. принцип результативности – предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления программы:

Профилактическое:

  1. выполнение сангигиенического режима;
  2. решение оздоровительных задач  всеми средствами физической культуры;
  3. предупреждение заболеваний детей методами неспецифической профилактики.

Организационное:

  1. организация здоровьесберегающей среды в группе;
  2. определение показателей физического развития методами диагностики;
  3. составление индивидуальных планов оздоровления;
  4. изучение передового опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  5. пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

Структура программы:

  1. познавательная деятельность;
  2. организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;
  3. закаливание детей;
  4. работа с родителями.

                         1 познавательная деятельность:

Еженедельные занятия познавательного цикла знакомят детей со строением тела человека, здоровым образом жизни и безопасным поведением в быту и на природе. Познавательная деятельность базируется на технологиях развивающего обучения, основанных на совместной деятельности педагога и детей

                              Тематический план познавательной деятельности: 

 

  Месяц

 

 Неделя

 

                Тема

 

               Цель

сентябрь

    1-я

Съедобные грибы и ягоды

Дать представления о свойствах грибов и ягод

 

    2-я

Лекарственные растения

Сформировать знания о лекарственных растениях

 

    3-я

Овощи – кладовая здоровья

Познакомить детей с полезными свойствами овощей

 

    4-я

Витаминка в гостях у ребят

Познакомить с понятием «витамины», в каких овощах и фруктах они присутствуют

октябрь

    1-я

Дорожные знаки сервиса

Познакомить детей с дорожными знаками сервиса

 

    2-я

Переход улицы

 

Закрепить знания о местах перехода улицы

 

    3-я

Что такое далеко и близко (машины и перекрёсток)

Разучить правила поведения на перекрёстке

 

    4-я

Предписывающие дорожные знаки

Познакомить с предписывающими дорожными знаками

ноябрь

    1-я

Опасные ситуации дома

Познакомить с опасными ситуациями дома

 

    2-я

Опасные предметы дома

Закрепить знания основ безопасности

 

    3-я

Правила поведения с незнакомыми людьми

Учить правильно себя вести при контакте с незнакомыми людьми

 

    4-я

Гигиенические навыки

Прививать культурно – гигиенические навыки

декабрь

    1-я

Пешеходный переход

Закрепить знания о пешеходном переходе

 

    2-я

Правила поведения на улице

Разучить правила поведения на улице

 

    3-я

Правила поведения в городском транспорте

Познакомить с правилами поведения в городском транспорте

 

 

    4-я

Городской транспорт

 

Закрепить знания о городском транспорте

январь

    1-я

Как не простудиться

Учить детей беречь своё здоровье

 

    2-я

Опасности зимой

Правила поведения на улице зимой

 

    3-я

Как надо одеваться зимой

Приобщать детей к заботе о своём здоровье

 

    4-я

Зимние виды спорта

Познакомить с зимними видами спорта, с пользой спортивных занятий для здоровья

февраль

    1-я

Правила поведения в совместных играх

Научить детей самостоятельно решать межличностные конфликты

 

    2-я

Спортивные игрушки

Познакомить с различными спортивными игрушками и играми

 

    3-я

О пользе зарядки

Вызвать у детей желание участвовать в полезных для здоровья физических нагрузках

 

    4-я

Физическая подготовка (праздник здоровья)

Прививать культуру здорового образа жизни

март

    1-я

Чистота в доме

Довести до сознания детей важность чистоты в доме

 

 

    2-я

О борьбе с пылью

Приобщать детей к заботе о своём здоровье

 

    3-я

Будь осторожен с огнём

Сформировать чувство опасности огня

 

    4-я

Опасности на природе весной

Познакомить с опасными ситуациями на улице

апрель

    1-я

Как правильно одеваться

Рассказать о видах и назначении одежды

 

    2-я

Народные подвижные игры

Познакомить детей с новыми играми

 

    3-я

Три сигнала светофора

Напомнить о значении каждого сигнала светофора

 

    4-я

Транспорт (сюжетно-ролевая игра «На улице»)

Закрепить знания поведения на дороге

май

    1-я

Железная дорога

Познакомить детей с железнодорожным транспортом

 

    2-я

Как вести себя с домашними животными

Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животными

 

    3-я

Как вести себя с дикими животными

Приучать детей к осторожности при встрече с животными

 

    4-я

Поведение около воды

Рассказать о безопасном поведении на водоёмах

        2. Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей:

Основным гигиеническим и профилактическим средством - является рациональный оздоровительный режим. Режим дня  должен быть гибким. При его определении надлежит учитывать погодные условия, атмосферное давление. В зависимости от состояния детей допустимо сокращение времени занятий, изменение их структуры, увеличение продолжительности прогулки и сна в зависимости от погодных условий.

Для компенсации недостаточной подвижности  используются оздоровительные физические упражнения. В результате физических нагрузок улучшаются функциональные показатели всех систем организма.

               Виды двигательной деятельности детей средней группы.

Виды

Двигательной

деятельности

 

      Время проведения

 

Утренняя гимнастика

 

Ежедневно перед завтраком

Оздоровительные занятия

1 раз в неделю, вечером.

Динамические паузы

Ежедневно на занятиях

Профилактическая гимнастика

Ежедневно в свободной деятельности

Дозированные бег и ходьба на прогулке

Ежедневно

Подвижные и спортивные игры на прогулке

Ежедневно

Игры-хороводы

Ежедневно

Релаксационные упражнения

Ежедневно перед дневным сном

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после сна

Оздоровительный досуг

1 раз в месяц

Познавательный досуг

1 раз в 2 месяца

День здоровья

1 раз в квартал

Неделя здоровья

Весенние каникулы

Физкультурные занятия

3 раза в неделю (инструктор по физической культуре)

Музыкальные занятия

2 раза в неделю (музыкальный руководитель)

Спортивный досуг

1 раз в месяц (инструктор по физической культуре)

Физкультурный праздник

1 раз в полгода (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель)

                              Двигательный режим для детей средней группы.

         Формы    организации

 

 Средняя группа

Утренняя гимнастика

6-8 мин

Упражнения после дневного сна

5-10 мин

Подвижные игры

2-4 раза в день

По 10-15 мин

Спортивные праздники

2-4 раза в год

Спортивные упражнения

Не реже 1 раза в неделю

По 8-12 мин

Физкультурные упражнения на прогулке

Ежедневно подгруппами

По 10-12 мин

Спортивные развлечения

1-2 раза в месяц

По 30 мин

День здоровья

Не реже 1 раза в квартал

Самостоятельная двигательная

деятельность

5 раза в неделю

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утренняя гимнастика – очень важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Проводится при открытой форточке. Свежий воздух способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

1.  традиционная утренняя гимнастика – состоит из вводной части, комплекса ОРУ и заключительной части.

2.  игровая гимнастика – включает 3-6 имитационных упражнений, объединённых одной темой.

3.  песенно-речевая зарядка – состоит из 5-6 гимнастических упражнений, выполняемых под текст или песню.

Оздоровительные занятия – проводятся во второй половине дня. Они имеют сюжетную основу и являются комплексными, объединяя музыку, физкультуру и речь.  

Динамические паузы – предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Проводятся во время занятий, требующих от детей усидчивости и умственной нагрузки (математика, развитие речи, ИЗО-деятельности). К ним относятся физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

Профилактическая гимнастика – проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Выполнять её следует под контролем воспитателя.

 Продолжительность 2-3 минуты. Включают в себя массажи, самомассажи, дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции зрения.

Бег и ходьба – один из способов тренировки и совершенствования выносливости.

Проводится в начале и в конце прогулки.

Подвижные и спортивные игры на прогулке – развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества. Тщательно подбираются игры для прогулок, учитывая различную степень подвижности ребёнка в игре.

Игры-хороводы – проводятся в кругу и сопровождаются движениями в соответствии с текстом. В хороводной игре ребёнок проявляет свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление, социальные контакты.

Релаксационные упражнения – выполняют для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Дети выполняют несколько упражнений перед дневным сном в медленном темпе, слушая негромко звучащую спокойную классическую или  релаксационную музыку.

Бодрящая гимнастика – проводится после дневного сна. Её цель – сделать более физиологичным переход  от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели. Затем дети идут по массажным коврикам в хорошо проветренную групповую комнату. Общая продолжительность гимнастики 7-15 минут. Комплекс гимнастики меняется 1-2 раза в месяц.         

Праздники и развлечения - играют особую роль в жизни детей. Праздники являются важным событием в жизни маленького человека. Праздник приносит радость, даёт душевную и физическую разрядку.

Развлечения – одна из форм организации праздника в повседневной жизни детского сада, целями которой являются: доставить детям удовольствие, обогатить какими-либо впечатлениями, закрепить полученные ранее навыки.

Формы организации: познавательные досуги; досуг, построенный на знакомых играх; физкультурный досуг на воздухе; тематический досуг; фольклорный досуг; театрализованные представления; семейные досуги.   

                    3. Закаливание детей.

      Закаливание детей проводится под руководством медицинских работников. Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребёнка.

      Обязательное условие закаливания – соблюдение принципов постепенности и систематичности. Противопоказанием к закаливанию служат острые инфекционные заболевания, повышение температуры тела, негативное отношение ребёнка, ряд заболеваний.

                                Методы закаливания.

Факторы

закаливания

Характер действия

                             Методы

Воздух.

Температурное воздействие на организм

  1. прогулки в любую погоду в соответствующей сезону одежде;
  2. дневной сон при открытой форточке;
  3. хождение босиком по полу и «дорожкам здоровья» не менее 15 мин в день;
  4. занятия в группе в облегченной одежде при температурном режиме не выше 18-20 С.

Вода.

Температурное воздействие на организм

  1. мытьё рук холодной водой  до локтя;
  2. контрастное обливание ног после дневного сна;
  3. плавание в бассейне;
  4. душ (в летний период).

            

                            4. Работа с родителями.

       Здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние  ребёнка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения  к здоровью у своего ребёнка. Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем по  

                            Планирование работы с родителями на год.

 Месяц

 

                        Форма  проведения мероприятия.

Сентябрь.

Анкетирование родителей по теме «Охрана жизни и здоровья детей в семье»

Родительское собрание «Растить здорового ребёнка»

 

Октябрь

Консультация на тему «Как учитывать в семье особенности детей».

Выставка рисунков родителей с детьми на тему «Спорт и здоровье»

 

Ноябрь

Папка-передвижка «Здоровый ребёнок»

Индивидуальные беседы «Что можно использовать в межсезонье, чтобы не болеть» (совместно с врачом)

 

Декабрь

Выпуск газеты «Страна Неболейки»

 

Январь

Просмотр открытого занятия «Формирование привычки к ЗОЖ»

 

Февраль  

Ширма «Отвести беду»

 

Март  

Вечер вопросов и ответов на тему «Физическое развитие детей»

 

Апрель

Мини-сочинение «Здоровье – это….»

 

Май

Обмен опытом по теме «Как вырастить здорового ребёнка»

Физкультурный досуг «Здравствуй лето»

 

 

 

 

 

Категория: Полезные статьи | Добавил: podnozova73 (06.02.2017)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar