Среда, 24.04.2024, 17:07

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Полезные статьи

Проект "Добрая зима"

         Проект «Добрая зима»

 

Актуальность :

  • Получение детьми верных сведений о природе уже в дошкольном возрасте.
  • Развитие навыков общения с окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения .
  • Формирование представления о том , что птицы , так же как и люди обладают способностью приспосабливаться к среде обитания.

 

Цель :

•  Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к объектам природы методом наблюдения .

 

Гипотеза .

Процесс формирования осознанно правильного отношения к объектам природы будет успешным и эффективным , если :

•   педагог будет учитывать возрастные особенности детей ;

•   наблюдения за объектами природы будут опираться на более или менее обширную систему знаний .

 

Предметы  исследования:

Наблюдение   за объектами природы через различные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др)

 

Объект исследования :

Объекты природы для наблюдений - птицы родного края .

 

Задачи .

•   Формировать представления о том , что люди и птицы обладают способностью приспосабливаться к среде обитания , к суточным и сезонным изменениям в природе .

•   Формировать умение пользоваться сенсорными эталонами (цвет , форма , величина ) для выявления их особенностей и наиболее характерных признаков .

•   Учить получать новую информацию о птицах во время наблюдений в природе .

•   Углублять   полученные   ранее   знания о   зимующих    птицах.

•   Обогащать речь   детей , формировать речевые    навыки .

•   Воспитывать любовь к птицам , желание помогать им в зимних условиях.

 

Участники и партнеры.

•   Педагогическая общественность.

•   Родительская общественность.

•   Другие социальные институты.

 

Этапы     реализации.

 

1  ЭТАП: подготовительный.

Постановка цели и задач, определение методов исследования , подготовительная работа с детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов .

 

2 ЭТАП: исследовательский.

Проведение занятий, игр, наблюдение на прогулках, чтение

художественной литературы и др.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

 

3 ЭТАП: заключительный.

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов, составление дневников наблюдений, составление рекомендаций родителям .

Сроки      реализации . 3 месяца (зима)

 

Результаты.

•   Формирование    у        детей        дошкольного           возраста представлений   о    птицах     родного    края.

 

Продукты.

•   Разработка методических рекомендаций, конспектов занятий, наблюдений, планов по данной теме.

 

 

 

Критерии  эффективности.

•   Соответствие поставленной цели.

•   Согласованность с программой «Экологическое воспитание в детском саду».

•   Формировать умение детей соотносить полученные знания с действиями в практической деятельности.

 

Риски.

•   Не формирование     экономической    культуры    у        детей дошкольного возраста.

•   Отсутствие осознанного отношения к миру природы.

 

Предупреждение  рисков.

•   Проведение систематических наблюдений в природе для формирования представлений о птицах.

•   Формирования осознанного отношения к миру птиц во время наблюдений.

 

Ресурсы.

•   Нормативно-правовое обеспечение.

•   Психолого-педагогическое обеспечение.

•   Материально-техническое обеспечение.

•   Кадровое обеспечение.

•   Социальное партнерство.

 

 

Выполнеие проекта

 

Познавательная деятельность

 

 

 

"Покормите птиц зимой"

Формировать обобщенное представление о зимующих птицах. (Волчкова В.Н. Экология)

"В зимнюю стужу"

Учить замечать характерные особенности строения птиц, размер и окраску.

(Д.в № 8 2007 г. Стр. 118)

"Кто как летает "

Уточнить представления о приспособленности птиц к полету.

(Д. в. № 7 2006 г. Стр. 14)

"Что мы знаем о птицах"

Уточнить представления о роли человека в жизни зимующих птиц .(Бондаренко Т.М.)

"Зимующие птицы"

Воспитание желания заботится о птицах, подкармливать их зимой. (Морозова И.А.)

Игровая деятельность

Экологическая игра    "Что мы знаем о птицах"

Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням. (Бондаренко Т.М.)

Экологическая игра    "Птичья столовая"

Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.(Бондаренко Т.М.)

Настольная игра "Пирамидки"

Установление последовательной зависимости , состоящей из нескольких звеньев .(Д.в. №7 1993 г. Стр. 5)

Развивающая игра "Зимующие птицы"

Познакомить с закономерностью : влияния количества корма и

его доступности на поведение и образ жизни птиц.

(Д. в № 7  2006 г. Стр. 37)

Дидактическая игра "Отгадай, что загадаю"

Узнавать птиц по описанию, отражающему характерные признаки внешнего вида .

(Д. в. № 7 2006 г. Стр. 41)

Дидактическая игра "Назови малыша"

Упражнения в названии потомства птиц, совершенствовать умение быстро активизировать знания .

(Д. в. № 7 2006 г. Стр.42)

Опытно-экспериментальная деятельность

"Почему птицы могут летать "

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющих летать . (0. Дыбина "Неизведанное рядом")

"У кого какие клювы"

Установить зависимость между характером питания и

некоторыми особенностями внешнего вида (О.Дыбина "Неизведанное рядом")

"Как устроены перья у птиц"

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. (О.Дыбина "Неизведанное Рядом")

Логическая задача "Кто обедал в птичей столовой"

Развить умение устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни птиц . (Машкова А.А.)

Прогулки

Целевая прогулка "Птицы нашего края"

Познакомить с птицами нашего города , какие птицы были на территории детского сада .

Недельное наблюдение за поведением птиц на кормушках

Уточнить знания детей о том , какая птица какой корм любит .(Д.в. № 7 ,1993 г. Стр. 4)

Наблюдение за птицами "Заботливые руки"

Воспитать чуткость, заботу к окружающему миру .

(Фисенко М.А.)

Наблюдение "Какие птицы прилетают к кормушке ?"

Какие птицы прилетают, запомнить их название .(Д.в № 9,1996 г. Стр. 72)

Наблюдение "Птичьи следы"

Учить различать птичьи следы на снегу"- (Д- в. № 9,1996 г. Стр 72)                                                       

Наблюдение "Как передвигаются по земле разные птицы"

Учить замечать особенности передвижения разных птиц. (Д. в. № 9 , 1996 г. Стр. 72 )

Художественная литература

Шорыгина Т.А. "Птицы . Какие они?" Николаева Т. "Птички - шарики"

(Д. в. № 2 - 2001 г.)

Сладков Н. "Волшебная полочка"  

(Д. в. № 12 - 2001 г.)

Сладков Н. "Кусок хлеба"

(Д. в. № 12 - 2001 г.)

Сладков Н . "Синичкин запрос"

(Д. в. № 11 - 2001 г.)

Скребицкий Г. "В зимнюю стужу"

(Д. в. № 8 - 2007 г.)

Работа с родителями

Анкета   "Вместе с детьми кормим зимующих птиц" (Зенина Т.Н.)

Изготовление кормушек.

Акция "Кормим птиц нашего двора"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «ДОБРАЯ ЗИМА»

         «Пришла весна, прилетели птицы»

 

Цель:

Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней, знакомиться со стихами русских поэтов о природе. Закрепить интерес к птицам, выделять и называть их характерные особенности. Учить изображать птиц опираясь на обобщенные представления о них.

 

Ход досуга:

Воспитатель.

Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые пережили зиму. Сейчас я прочту фрагменты из стихотворений о временах года, вы должны сказать, о каком из них идет речь.

1.   Белый снег пушистый.

      В воздухе кружится

      И на землю тихо падает, ложится.

      И под утро снегом поле забелело,

      Точно пеленою всё его одело.

                                               И.Суриков

2.  Стали дни холоднее,

     Поспевает брусника,

     И от птичьего крика

     Сердце только грустнее.

     Стаи птиц улетают

     Прочь за синее море,

     И деревья блистают

     В разноцветном уборе.

                                        А.Плещеев

3.  Если в небе ходят грозы,

     Если травы расцвели,

     Если рано утром росы

     Гнут былинки до земли.

     Если в роще над калиной

     Вплоть до ночи гул пчелиный,

     Если солнышком согрета

     Вся вода в реке до дна,

     -Значит, это уже.... (лето).

                                        Е. Трутнева

 

 

 

4. На дворе звенит капель.

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи.

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи.

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник,

    Стали птицы песни петь,

    И расцвел подснежник.

                               С.Маршак

 

Воспитатель.

- Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

- А сейчас мы поговорим о птицах.

  • Каких птиц вы знаете?
  • Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
  • Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.
  • Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
  • Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их. Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает им при затруднениях.
  • Чем похожи все птицы? Клюв, две лапки, перья, крылья.
  • Чем они отличаются друг от друга? Величиной, цветом, формой хвоста, размером крыльев.

 

- Птицы говорят вам спасибо за заботу зимой, за то что они выжили и не замерзли.

- А сегодня к нам в гости прилетели перелетные птицы, мы с ними поиграем в игру «Найди свою перелетную птицу».

 

Трое детей берут маски грача, скворца, ласточки. Дети разбиваются на три группы, каждая образует круг вокруг одного из детей в маске. Дети запоминают своих птиц, потом под музыку они летают и клюют зернышки. Когда музыка закончится, дети должны найти свою птицу и окружить её. Выигрывает та группа, которая быстрее соберет круг.

Звучит музыка. С её окончания дети ищут и находят свою птицу.

 

Воспитатель.

- Молодцы! Хорошо пели, играли. А сейчас подойдем к столам, сядем и будем рисовать птиц. Подумайте, какую птицу вы выберете. Можно нарисовать птиц в разных позах: сидящих, клюющих зернышки, летящих. На столе у вас трафареты, пробки, катушки, фломастеры, краски. Всем понятно задание? Приступаем к работе. Дети работают под пение птиц. Изображают их, используя нетрадиционные материалы и навыки. Воспитатель помогает советами по выбору материала и сюжета. Дети и воспитатель рассматривают рисунки, высказывают свои замечания.

- Все ваши птички разные, но все красивые. Сейчас вы превратитесь в птиц и потанцуете. Звучит музыка. Дети танцуют. В конце занятия воспитатель угощает детей конфетами «Ласточка».

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.   Бондаренко Т.М.

Экологическое занятие с детьми 6-7 лет; ТЦ «Учитель» ;Воронеж , 2007 г.;

2.   Волчкова В.Н.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада . Экология . ТЦ «Учитель» ;Воронеж, 2004 г.;

3.  ДыбинаО.В.

Неизвестное рядом . ТЦ «Сфера» , Москва , 2002 г.;

4.   ЗенинаТ.М.

Наблюдения дошкольников за растениями и животными . Педагогическое общество России , Москва, 2007 г.;

5.   Морозова И.А.

КРО Ознакомление с окружающим миром . Мозаика-Синтез, Москва 2007 г.;

6.   Николаева С.

Методика экологического воспитания дошкольников , Москва , 1999 г.;

7.   Машкова А.

Ребенок и окружающий мир : занятия на прогулке . «Корифей» , Волгоград, 2007 г.;

8.   Фисенко М.А.

Природа вокруг нас . Старшая и подготовительная группы .,Волгоград : ИТД «Корифей» , 2007 г.;

9.   Шорыгина Т.А.

Птицы . Какие они? , Москва , 2000 г..

Категория: Полезные статьи | Добавил: podnozova73 (06.02.2017)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar