Развитие речи детей.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. А дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные упражнения, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка,
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения:
- сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;
- произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;
- выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
- размышлять о возможных вариантах ее решения;
- оценивать выполнение вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей'. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.
Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда. Своевременно начатые занятия помогут малышу исправить дефекты речи и избежать такого неприятного влияния заикания, шепелявости и картавости, как возникновение или усиление стеснительности, боязнь быть осмеянным или непонятым. Кроме того, дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой.
Для подготовки детей к обучению грамоте необходимо развить фонематическое восприятие. Для этого я работаю над развитием таких навыков, как :
- различение на слух звуков речи,
- овладение навыками звукового анализа слова,
- определение порядка звуков в словах,
- деление слов на слоги,
- деление предложений на слова.
Для закрепления данных умений я разучиваю с детьми различные чистоговорки, скороговори, считалки; провожу различные дидактические игры: «Стройка», «Заблудились в лесу», «Найди заданный звук», «Запрещенный звук», «Большой и маленький» и другие.
На занятиях по развитию речи знакомимся с детьми с гласными и согласными звуками; твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными звуками на основе игрового материала.
Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения держать в памяти указания воспитателя и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обостренное внимание к слову, я создаю ситуацию затруднения, ситуацию поиска в работе с детьми со звучащим словом.
На всех этапах обучения (начального и последующих) детям предлагаю различные логические упражнения, заставляющие размышлять по поводу изучаемого (при рассматривании предмета, картины, игрушки; прослушивания художественных текстов, наблюдения во время прогулок). Задания, предлагаемые детям во время выполнения логических упражнений, разнообразны:
- назовите звонкие (громкие, тихие) слова. Почему они звучат звонко, громко, тихо? (Звуки з, р, л.);
- вспомните слова, оканчивающиеся на -ок (молоток, песок, лужок, промок, звонок, грибок, лесок, платок, каток, Дружок);
- назовите два слова с одинаковым последним звуком (сом — дом; сани — гуси; помидор — шар);
- обратите внимание на предметы, окружающие нас. Названия каких из них начинаются со звука к? (Калитка, кубики, куст.);
- назовите слова, в которых не было бы звука а (цветок, стол, дом, лист);
- придумайте заглавие к рассказу Н. Носова «Живая шляпа», состоящее из двух слов («Котенок озорничает», «Шляпа-попрыгунья»), из трех слов («Шляпа показывает фокусы»), из четырех слов («Как мальчики шляпы испугались»), из одного слова («Озорник», «Котенок», «Фокусник»). Чье название самое удачное?
Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные. Задания должны быть посильны детям, в то же время слишком легкие задачи снижают интерес детей к ним.
Также на занятиях использую рифмованные и стихотворные строчки. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных пo звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова.
Сначала детям даются слова с определенным чередованием ударных и безударных слогов: трехсложные (ворона, сорока, солнышко, Иванушка) и двусложные (жарко). Дети привыкают к основным ритмам слов, интуитивно чувствуя ритмику и звучание слова.
Затем знакомлю детей с созвучиями в коротких словах: мал — мял, рак — лак, кот — рот; закрепляю некоторые окончания (Анна — ванна, кузнец — молодец).
Бросаю ребенку мяч и произношу слово свечка. Поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным (печка, овечка, речка, сечка). Каждому ребенку предлагается картинка, к названию которой он должен подобрать рифму: птичка — синичка (спичка, невеличка...); кузнец — молодец (скворец); калачи — горячи; сорока — белобока; зайка — побегайка и т. п.
Рифмованные стихотворные строчки свидетельствуют о хорошем различении старшим дошкольником звуковой и смысловой стороны речи.
В свободное от занятий время использую много занимательного грамматического материала (ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы и т. п.) — новая форма речевой работы с дошкольниками. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к звучащему слову служит хорошей основой для введения в активную словесную деятельность ребенка такого познавательного элемента, как простейшее ознакомление с грамматикой.
У детей старшего дошкольного возраста возрастает словарный запас. Детям теперь доступен не только рассказ, но и объяснение и анализ. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей свободно описывать картинку, игрушку, предмет. Научить давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Для проведения этой работы я использую графические схемы для пересказывания текста, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, различный наглядный материал.
Для расширения словарного запаса провожу такие упражнения, как:
- назови одним словом
- подбери слова близкие по смыслу
- назови признаки предмета
- продолжи ряд
- назови какого цвета
- подбери подходящее слово обозначающее действие
- договори предложение.
Перед школой важно научить говорить ребенка грамотно: употреблять в своей речи союзы, составлять сложные предложения, правильно образовывать и изменять слова по падежам, числам, родам, временам. Овладение правильным грамматическим строем речи – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребенка.
Всему этому способствуют такие упражнения, как:
- как сказать если предметов много
- есть (ложка) – нет (ложки)
- что где лежит
- маленький – большой
- как зовут детенышей
- назови, чьё (лапы – кошачьи)
Речь во всем своём многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благополучной ситуации, способствующий возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
|