Вторник, 01.07.2025, 22:39

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка детей к школе

Развитие речи детей.

                     Развитие речи детей.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обу­чению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, граммати­ческой стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и все­ми другими учебными предметами.  А дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные  упражнения, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка,

Показателями определенного уровня осознания речи и го­товности к обучению грамоте являются следующие умения:

  • сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;
  • произ­вольно и преднамеренно строить свои высказывания;
  • выби­рать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
  • размышлять о возможных вариантах ее ре­шения;
  • оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны едино­го процесса речевого развития. С одной стороны, совер­шенствование речевых умений и навыков составляет усло­вие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, фор­мирование элементарных знаний о речи повышают уро­вень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повыше­ние речевой культуры детей'. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в дет­ском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда. Своевременно начатые занятия помогут малышу исправить дефекты речи и избежать такого неприятного влияния заикания, шепелявости и картавости, как возникновение или усиление стеснительности, боязнь быть осмеянным или непонятым. Кроме того, дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой.

Для подготовки детей к обучению грамоте необходимо развить фонематическое восприятие. Для этого я работаю над развитием таких навыков, как : 

  • различение на слух звуков речи,
  • овладение навыками звукового анализа слова,
  • определение порядка звуков в словах,
  • деление слов на слоги,
  • деление предложений на слова.

Для закрепления данных умений я разучиваю с детьми различные чистоговорки, скороговори, считалки; провожу различные дидактические игры: «Стройка», «Заблудились в лесу», «Найди заданный звук», «Запрещенный звук», «Большой и маленький» и другие.  

На занятиях по развитию речи знакомимся с детьми с гласными и согласными звуками; твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными звуками на основе игрового материала.

Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения держать в памяти указания воспитателя и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обо­стренное внимание к слову, я создаю ситуацию за­труднения, ситуацию поиска в работе с детьми со звучащим словом.

На всех этапах обучения (начального и последующих) детям предлагаю различные логические упражнения, заставляющие размышлять по поводу изучаемого (при рассматривании предме­та, картины, игрушки; прослушивания художественных текстов, наблюдения во время прогулок). Задания, предлагаемые детям во время выполнения логических упражнений, разнообразны:

- назовите звонкие (громкие, тихие) слова. Почему они звучат звонко, громко, тихо? (Звуки з, р, л.);

- вспомните слова, оканчивающиеся на -ок (молоток, песок, лужок, промок, звонок, грибок, лесок, платок, каток, Дружок);

- назовите два слова с одинаковым последним звуком (сом дом; сани гуси; помидор шар);

- обратите внимание на предметы, окружающие нас. Названия каких из них начинаются со звука к? (Калитка, кубики, куст.);

- назовите слова, в которых не было бы звука а (цветок, стол, дом, лист);

- придумайте заглавие к рассказу Н. Носова «Живая шляпа», состоящее из двух слов («Котенок озорничает», «Шляпа-попры­гунья»), из трех слов («Шляпа показывает фокусы»), из четырех слов («Как мальчики шляпы испугались»), из одного слова («Озорник», «Котенок», «Фокусник»). Чье название самое удач­ное?

Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные. Задания должны быть посильны детям, в то же время слишком легкие задачи снижают интерес детей к ним.

Также на занятиях использую рифмованные и стихотворные строчки. Соотношение звуков в словах, умение сравни­вать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных пo звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова.

Сначала детям даются слова с определенным чередованием ударных и безударных слогов: трехсложные (ворона, сорока, солнышко, Иванушка) и двусложные (жарко). Дети привыкают к основным ритмам слов, интуитивно чувствуя ритмику и звучание слова.

Затем знакомлю детей с созвучиями в коротких словах: мал мял, рак лак, кот рот; закрепляю некоторые окончания (Анна ванна, кузнец молодец).

Бросаю ребенку мяч и произношу слово свечка. Поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным (печка, овечка, речка, сечка). Каждому ребенку предлагается картинка, к названию которой он должен подобрать рифму: птичка синич­ка (спичка, невеличка...); кузнец молодец (скворец); калачи горячи; сорока белобока; зайка побегайка и т. п.

Рифмованные стихотворные строчки свидетельствуют о хоро­шем различении старшим дошкольником звуковой и смысловой стороны речи.

В свободное от занятий время использую много занимательного грамматического материала (ребу­сы, шарады, метаграммы, анаграммы и т. п.) — новая форма рече­вой работы с дошкольниками. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к звучащему слову служит хоро­шей основой для введения в активную словесную деятельность ребенка такого познавательного элемента, как простейшее озна­комление с грамматикой.

          У детей старшего дошкольного возраста возрастает словарный запас. Детям теперь доступен не только рассказ, но и объяснение и анализ. Моя задача состоит в том, чтобы научить детей свободно описывать картинку, игрушку, предмет. Научить давать характеристику различным явлениям, уметь передавать  содержание сказки, фильма, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Для проведения этой работы я использую графические схемы для пересказывания текста, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, различный наглядный материал.

Для расширения словарного запаса провожу такие упражнения, как:

  • назови одним словом
  • подбери слова близкие по смыслу
  • назови признаки предмета
  • продолжи ряд
  • назови какого цвета
  • подбери подходящее слово обозначающее действие
  • договори предложение.

Перед школой важно научить говорить ребенка грамотно: употреблять в своей речи союзы, составлять сложные предложения, правильно образовывать и изменять слова по падежам, числам, родам, временам. Овладение правильным грамматическим строем речи – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребенка.

Всему этому способствуют такие упражнения, как:

  • как сказать если предметов много
  • есть (ложка) – нет (ложки)
  • что где лежит
  • маленький – большой
  • как зовут детенышей
  • назови, чьё (лапы – кошачьи)

Речь во всем своём многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание  эмоционально благополучной ситуации, способствующий возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

          Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Подготовка детей к школе | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar