Среда, 08.05.2024, 06:18

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка детей к школе

Развитие памяти и внимания.

Развитие памяти и внимания.

Будущему школьнику очень важно обладать достаточно развитым вниманием. Внимание – это проявление избирательной направленности сознания. То есть, ребенок видит и слышит что-то и на какое- то время сосредотачивается на данном предмете, явлении. От уровня развития внимания зависит усвоение материала школьной программы.

Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т. е. тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимо, чтобы у детей было развито произвольное внимание, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать свое внимание на конкретном предмете.

Занимаясь с детьми своей группы, я стараюсь развивать различные характеристики внимания, такие как объём, устойчивость, концентрация, переключение, распределение.

          Так же, не мало важным для хорошей учебы в школе является и развитие у ребенка памяти. Память – это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. В зависимости от длительности сохранения полученной информации память бывает кратковременной и долговременной. Можно выделить несколько видов памяти в зависимости от того, какие ощущения являются ведущими: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная. 

Какой же уровень памяти и внимания должен быть у детей старшего дошкольного возраста:

ВНИМАНИЕ

 ребенок должен:

- выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;

- находить 5-6 отличий между предметами;

- удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

- копировать в точности узор или движение;

- уметь находить одинаковые предметы.

ПАМЯТЬ

          ребенок должен:

- уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;

- уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

- пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;

- запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;

- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

- запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;

- рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая подробности.

Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.

Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.

В своей работе я использую различные  упражнения, которые помогают мне развивать у детей внимание и память. Все упражнения и занятия проводятся  в игровой форме. Игра - естественная стихия ребенка, и именно в игре дошколенок лучше усваивает информацию.

Упражнения на развитие внимания.

1 Самое первое из них - упражнение на нахождение отличий. Возьмём, например, двух игрушечных зайцев или кукол и прошу ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.

2 Для выполнения другого упражнения возьмём группу предметов, попросим ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберём или переставим. От ребенка требуется вычислить какие именно изменения были вами произведены.

3 Использование различных дорожек, лабиринтов.

4 Игра поставь заплатку

5 Игра на концентрацию внимания «Чего не хватает»

6 Игра на переключение внимания «живое – неживое», «Звери, птицы, рыбы».

7 Различные узоры, тексты с буквами на нахождение  заданных букв.

Для развития памяти великолепно подходят упражнения на описание предметов. Для этого даю ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом прячу его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.

Еще одно упражнение на развитие памяти состоит в следующем. Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка - отыскать ту картинку, которую  ему показывали первоначально.

Для развития зрительной памяти использую упражнения «Нарисуй фигуру», «Сложи фигуру».

Для тренировки слуховой памяти прошу ребенка запомнить 10 слов, послушать и запомнить фразу.

Для развития смысловой памяти прошу детей назвать пару предмету, продолжить начатый мной рассказ, запомнить рисунок, повторить фразы, запомнить цифры или ряд букв.

Самое главное в моей работе, помнить: не перегружать память непонятной для ребенка информацией, слишком сложными текстами, недоступным возрасту ребенка заданиями. Все хорошо в своё время.

Нарушить естественный баланс эмоционально-психологического состояния ребенка очень легко, а восстановить – совсем не просто. Поэтому необходимо беречь будущих учеников, они должны быть бодры, здоровы и веселы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Подготовка детей к школе | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar