Суббота, 20.04.2024, 08:43

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка детей к школе

Развитие логического мышления у старших дошкольников.

       Развитие логического мышления   у старших дошкольников.

Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. В чем же причина? Оказывается он  не может рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т.е. у него не развито логическое мышление.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Развитие мышления происходит в три этапа:

1. Наглядно-действенное – ребенок  мыслит через действие.

2. Наглядно-образное  - ребенок  мыслит при помощи образов.

3. Словесно-логическое -  ребенок  мыслит в уме.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач (пример: «Дружили три девочки: Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?»)  развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В своей работе со старшими дошкольниками я  использую простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Логические игры математического содержания помогают мне воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда:

- разложи  большие книги в одну сторону, маленькие в другую;

- сравни чем заварочный чайник отличается от электрического;

- какие предметы на кухне мы можем объединить вместе и почему?

    Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

    В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены:

- различные дидактические игры,

- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки;

- модели дней недели, частей суток.

Среди дидактических игр, прежде всего, подобрала игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца). 

Игры со счетными палочками помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.

Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого сначала я учу  детей классифицировать предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций я провожу такие игры, как:

  1. Отгадай-ка;
  2. Магазин;
  3. Отвечай поскорей;
  4. Назови три предмета;
  5. Сложи фигуры;
  6. Что лишнее и почему и др.

Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим  я подобрала такие словесные игры как:

  1. Скажи наоборот;
  2. Назови одним словом;
  3. Часть – целое;
  4. Логические концовки;
  5. Сравни.

В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1.  Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2.  Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

4.     Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно при закреплении материала. Пример:  Хрюше дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; уровень мышления каждого очень специфичен.  Для дифференцированного подхода к каждому ребёнку я распределяю детей на группы.  Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»  детей.  Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические  и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

 Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие  с родителями  по развитию у детей логического мышления осуществляется в разных формах:

- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;

- Проведение бесед;

- Организация совместных мероприятий.

     - Консультация о подборе развивающих игр для ребенка

     - Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

     - Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка

      - Совместные игры – занятия с детьми и родителями  (во второй половине дня);

      - Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

      - Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

      - Разъяснительная и образовательная работа.

   Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.

   Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес и у других педагогов, я подготовила для них консультации:

- «Что такое логическое мышление. Законы логического мышления»,   

- «Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников».

Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:

  1. Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
  2. Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
  3. Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.

 

Категория: Подготовка детей к школе | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar