Суббота, 20.04.2024, 01:06

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка детей к школе

Развитие фантазии и творческих способностей

Развитие фантазии и творческих способностей

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества); он становится творческой личностью.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. Условием успешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

          Но не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Педагогическая практика доказывает что, если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Одним из направлений по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.  Так  как  развитие  именно  этих  качеств  делает мышление  гибким, оригинальным  и продуктивным. 

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.  Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевых  играх. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. 

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.  Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне  частей системы  и взаимосвязи с другими системами.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения. 

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. 

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая создание заведомо нового. Все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. 

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения. 

Детям своей группы я помогаю научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью я организовываю ролевые игры  в ходе которых влияю на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Устраиваю  коллективное сочинение сказки: каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предложений, а я направляю развитие сюжета, помогая детям завершить задуманное.

Аппликация как вид изобразительной деятельности тоже является средством развития творческих способностей детей и позволяет создавать продукт творческой деятельности. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  

Развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник рисования, помогает реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Приведу некоторые техники рисования, которые я использую в своей работе:

  • Рисование пальцем
  • Рисование печаткой
  • Составление рисунка из отдельных частей
  • Рисование верёвочкой
  • Дорисовывание незаконченных рисунков
  • Кляксография
  • Монотипия.

Таким образом, дошкольный возраст предоставляет возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Подготовка детей к школе | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar