Концепция по теме «Подготовка детей к школе».
Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого дошкольника. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представления о школе ещё до того, как переступят её порог.
Следовательно, успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определённого уровня дошкольной готовности.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную готовность.
Физическая готовность – это состояние здоровья, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность – это определённый уровень произвольности поведения, активность, инициативность, самостоятельность, умение слышать и слушать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе.
Интеллектуальная готовность – это овладение родным языком , развитость образного мышления, воображения и творчества, овладение элементами учебной деятельности, наличие элементарного кругозора.
В разработанной мной концепции я постаралась обозначить свои взгляды на проблему подготовки детей к школе.
Я обозначила ЦЕЛЬ:
- сформировать у дошкольников интерес к школе, положительное отношение к ней,
желание учится, стремление занять позицию школьника.
Наметила ЗАДАЧИ:
- сформировать психологическую готовность к обучению в школе;
- развить познавательную сферу ребёнка;
- развить творческие способности ребёнка;
- привить навыки здорового образа жизни.
Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно- значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению.
В своей работе я придерживалась следующих принципов:
- принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников;
- принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению таких задач, как: развитию зрительно – моторных координаций, развитию зрительной памяти, формированию зрительно – пространственного восприятия, развитию речи;
- принцип научности обучения, требующий усвоения детьми определённого содержания человеческой культуры;
- принцип активности в обучении, предусматривающий необходимость собственной деятельности детей в процессе познания;
- принцип системности предполагает строгую последовательность подачи учебного материала;
- принцип личностного ориентирования направлен на сочетание коллективного и индивидуального подходов к детям;
При проведении занятий я следовала педагогическим заповедям:
1. Поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое.
2. Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.
3. Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
4. С отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.
Содержание работы по подготовке к школе разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Основной формой работы по подготовке детей к школе являются занятия, так как на занятии определяются задачи, подбираются методы и приёмы, идёт усвоение детьми определённого объёма знаний, умений и навыков.
Особенностью моей работы является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребёнком. Эта форма работы представляет собой такой подбор «развивающих игр», упражнений и других видов продуктивной деятельности, который способствует обучению ребёнка на высоко позитивном эмоциональном уровне. Очень важным для меня является подготовка к каждому занятию. Необходимо заранее подбирать наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. На многих познавательных занятиях предусматривается использование поисковых вопросов, водятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Многие занятия носят интегрированный характер и включают в себя подготовку к обучению грамоте, математику, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребёнка.
Такие методы работы, как: экскурсии в школу, сюжетно – ролевые игры «Школа», «Библиотека», развивающие игры «Лесная школа», «Первоклассник», беседы о школе, моделирование школьных ситуаций, выставки рисунков «Что я знаю о школе», создание альбомов о школе, чтение стихов и рассказов о школе, посещение уроков и школьных праздников используются для обогащения опыта,
закрепления усвоенных знаний и как средство индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний.
Для профилактики школьной дезадаптации у детей использую следующие методы: элементы библиотерапии (чтение психологических сказок и стихов), игротерапию, беседы, рисование, речедвигательные игры.
В процессе игр и продуктивной деятельности начинает формироваться умение управлять своим поведением, действовать по правилам, добиваться цели и контролировать свои действия. Обучение детей грамоте в дошкольных учреждениях не ставит своей основной задачей научить читать, а предусматривает цели общего развития ребёнка (фонематический слух, обращенность к письменной речи, символическая функция мышления). Диалогическое общение в играх и на занятиях, в повседневной жизни способствует формированию у ребёнка уверенности, направленности на успешность, открытость и доверительность, что является немаловажным для адаптации его к новым условиям школьной жизни.
Важным моментом в подготовке ребёнка к школьному обучению является
сотрудничество педагогов с родителями. Если родители будут серьёзно относиться к занятиям ребёнка в детском саду, интересоваться его успехами и трудностями, по мере возможностей заниматься с ребёнком дома, то успех в обучении будет гарантирован. Для этого необходимо провести в начале учебного года родительское собрание «Психологическая готовность детей к школьному обучению», анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению». В течении всего учебного года проводить индивидуальные консультации с родителями, приглашать их на занятия, знакомить с игровыми методами подготовки к школе в домашних условиях.
Перед поступлением в школу в дошкольном учреждении проводится всесторонняя диагностика всеми специалистами, работающими с детьми. По результатам всех диагностик проводимых в течении учебного года выставляются результаты готовности детей к обучению в школе:
на начало учебного года – 81%
на конец учебного года – 96%
К концу учебного года на каждого ребенка оформляется пакет сопроводительных документов: медицинская карта, карта индивидуального развития, результаты педагогической диагностики. А также оформляется портфолио. Всё это помогает учителю первого класса наметить план работы с детьми на период адаптации в школе. А родителям на основании результатов диагностики даются рекомендации по выбору школьной программы.
Решающую роль в подготовке детей к школе играет отношение к этому их родителей. Поэтому при планировании дальнейшей работы по подготовке детей к школе особое внимание буду уделять ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.
|