Меню сайта
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
ИнновацииИнновационный проект «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством использования современных мультимедиа технологий» Разработала воспитатель МДОАУ «Детский сад № 12 г Новотроицка» Кузнецова Вера Петровна На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Работа по экологическому воспитанию в детском саду начинается с младшей группы. Но во время педагогических наблюдений за детьми моей группы отмечалось недостаточное усвоение знаний по данному разделу. Анализ результатов свидетельствует о необходимости проведения усиленной работы для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников. Именно поэтому меня заинтересовал процесс экологического воспитания дошкольников. Важной проблемой встал поиск путей и средств повышения качества образования в детском саду. В современном педагогическом обществе предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Дети рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств для развития ребенка. Педагоги дошкольных учреждений должны быть компетентными в использовании современных технических средств обучения. Актуальным становится то, что в последнее время всё больше педагогов-практиков используют информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе для значительного повышения эффективности усвоения материала детьми. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Позволяет формировать более глубокие и полные экологические представления у дошкольников. И поэтому предметом моей инновационной деятельности стал вопрос исследования взаимосвязи занятий и использование в работе мультимедиа технологий в ходе экологического воспитания дошкольников. Новизна данной технологии заключается в том, что использование визуальных и аудио эффектов при ознакомлении детей с природой создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала. Использование информационно-коммуникационных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом. Наглядные пособия и демонстрационные плакаты не могут в аналогичной степени охватить весь объем информации доступный для мультимедиа технологий, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяя создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире, о мире природы и её обитателях.
Методические рекомендации для педагогов «5 фактов о пользе звуков природы»
Разработала воспитатель МДОАУ «Детский сад № 12 г Новотроицка» Кузнецова В.П.
О том, что малышам полезно слушать звуки природы, знают все. А вот чем именно «звукотерапия» полезна деткам – мало кто может рассказать. Представляем вам 10 главных фактов о пользе природных звуков.
Методические рекомендации для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада при реализации экологического образования»
Разработала воспитатель МДОАУ «Детский сад № 12 г Новотроицка» Кузнецова В.П.
Технологии современного общества стремительно развиваются, быстро сменяют друг друга. Экологические ценности в этих условиях сложно сохранить, для этого нужны планомерные усилия семьи и образовательного учреждения. Познакомим педагогов с совместной работой в течение года воспитателей и родителей по экологическому образованию детей среднего и старшего дошкольного возраста. В начале сентября дети привыкают к новому режиму. Задача педагога — обеспечить максимально быстрый период адаптации. Для этого можно предложить: - Нарисовать рисунки «Лето в природе» и устроить выставку в группе. Дети расскажут, что изобразили, и чем им запомнилось лето, а воспитатель проведет экологическую беседу «Изменения в природе осенью». - Провести беседу о том, что дети нового видят в природе, какие цвета преобладают в природе, о преобладающем цвете травы и рассказывает об опасности открытого огня для сухой травы. При этом важно передать детям свою эмоциональную взволнованность. - Для поддержания интереса к экологической тематике можно предложить родителям посмотреть вместе с детьми мультфильм «Бэмби», а потом в детском саду обсудить его. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: чем запомнился олененок? Почему ему нужно было покинуть свой дом? Что нужно помнить, чтобы предотвратить пожар в лесу? - Предложить приготовить в выходные овощное рагу и обратить внимание детей на то, что плоды вкусны и полезны тогда, когда земля и вода не загрязнены мусором. Таким образом, дети запомнят, что загрязнять планету вредно для них же самих. В октябре можно предложить родителям вырезать из тыквы голову сказочного персонажа и сварить пшенную кашу с тыквой. В группе дети обсудят свои вкусовые пристрастия, обменяются мнениями о просмотренных недавно мультфильмах. Это сблизит воспитанников и поможет их социализации. В канун Хэллоуина полезно посмотреть и обсудить серию «День страшилок» из мультсериала «Ангелы бэби». Этот мультфильм учит не бояться своих страхов. Можно спросить детей: «Кто чего боится? А чего боятся ваши страхи? Например, если вы боитесь мышей, помните, что мыши боятся кошек, а если пауков, то они боятся ежей, а ежей едят лисы. Главное, что человек — разумный, знает о своих страхах и может их побороть». Таким образом, дети усвоят представления об экологической цепи питания в природе и, возможно, преодолеют свои страхи. В ноябре уже чувствуется приближение зимы, скоро дети будут кататься на санках, лыжах и коньках, их ждет череда праздников. Поэтому можно предложить выполнить проект «Я мечтаю, чтобы зимой...». Ребенок на листе формата А3 в течение месяца делает небольшие рисунки, аппликации, посвященные зимнему досугу в семье. Возможно, он наклеит маленькие листочки-картинки или фотографии моментов жизни, которые он хочет повторить. Результаты детского творчества необходимо донести до родителей, чтобы они смогли спланировать свои зимние каникулы, учитывая желания ребенка. В выходные можно предложить семьям посмотреть мультфильм «Зима в Простоквашино» и слепить пельмени с сюрпризами. Далее педагог с воспитанниками обсудят, какие сюрпризы попались детям и их родным. Педагог переходит на экологическую тему и предлагает детям вспомнить, каких они знают животных и как называются их детеныши, рассказывает, как птицы готовятся к зиме и почему важно кормить их в суровое время года. В декабре педагог предлагает воспитанникам выполнить разнообразные поделки (снежинки, бумажные гирлянды для праздников). Родителям можно посоветовать приготовить яблоки с корицей. А в детском саду дети обсудят свои вкусовые предпочтения и уяснят такую истину: о вкусах не спорят. Дома дети посмотрят мультфильм «Аннабель», а в детском саду обсудят историю немого мальчика, который по-доброму относился к маленькой коровке. В январе родители и дети много времени проводят вместе. Можно посоветовать родителям испечь на каникулах рождественское печенье, смастерить подсвечник, сделать закладку и открытки, а если позволит погода — слепить снеговика и сфотографироваться с ним. Тогда дети, придя в детский сад, смогут обсудить общие темы, показать друг другу фотографии. Перед праздниками педагог дает детям задание, как можно чаще водить родителей в парк или лес, кормить белочек и птиц. Пусть дети в дни новогодних каникул посмотрят мультфильмы из серии «Снеговик и снежный пес». После каникул педагог предлагает воспитанникам поделиться своими впечатлениями от праздников. Скучали ли они по своим друзьям? Сколько раз удалось вывести родителей в лес или на экскурсию? Играли ли дети со своими домашними питомцами? Ухаживали ли за домашними растениями? В ходе беседы на экологические темы нужно дать понять детям, что необходимо поддерживать порядок в лесу, на детской площадке. Полезно выращивать домашние растения, которые помогают в очистке воздуха. Главное событие февраля — День защитника Отечества. Традиционно дети выполняют поздравительные открытки для мужчин своей семьи. Ко Дню святого Валентина можно предложить детям сделать открытки в форме сердечек и подарить всем близким. В ходе работы нужно обратить внимание дошкольников на бережное использование бумаги. Форму нужно вырезать у края, тем самым оставляя середину листа целой, что даст возможность использовать этот лист при выполнении другой открытки. Дети должны усвоить, что бережное отношение к бумаге сохраняет деревья, а также чистую воду. Родителям можно предложить поучаствовать в сборе макулатуры. Такие акции воспитывают активную жизненную позицию детей. В феврале можно организовать дома просмотр мультфильма «День святого Валентина» из мультсериала «Барбоскины», а также приготовить любимое папино блюдо. К началу весны можно приурочить разработку следующей темы — «Экология энергопотребления». В беседе с детьми педагог затрагивает следующие темы: какие изменения в природе вы наблюдаете? Когда темнее на улице — весной или зимой? Во сколько включается свет в доме? На чем работают лампы и игрушки в доме? Куда выбрасываются батарейки? В ходе ответов дошкольники должны прийти к выводу, что электричество нужно экономить, а весной это делать легче, так как световой день длиннее. В рамках экологического воспитания предлагается акция по сбору и последующей утилизации батареек. Родителям можно посоветовать напоить детей березовым соком. Взрослые расскажут детям, как его собирают, как замазать глиной отверстия в стволе. В апреле педагог предлагает детям посадить в воду лук и следить за его ростом. Главное событие месяца — Международный день Земли. К 22 апреля можно выучить с детьми стихи о природе, организовать костюмированный экологический праздник с привлечением родителей и музыкального педагога. В мае педагог советует детям посмотреть мультфильм «Валл-И», поднимающий важную проблему переработки мусора, и напоминает воспитанникам о неразрывной связи человека и природы. После этого педагог подводит итоги годовых мероприятий по экологической тематике и организует выставку рисунков и поделок из мусора на тему «Берегите Землю! Берегите!». В мае на прилавках магазинов появляются ранние овощи и зелень, выращенные в теплице. Дети могут самостоятельно сделать весенний салат, угостить им всю семью, а потом в группе обсудить свой опыт.
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы. Тема: «Мир комнатных растений».
Подготовила: Кузнецова Вера Петровна воспитатель первой квалификационной категории МДОАУ «Детский сад № 12 г.Новотроицка» Тема образовательной деятельности: «Мир комнатных растений» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: старшая. Виды детской деятельности в НОД: Игровая. Познавательно-исследовательская Коммуникативная. Цели: закрепить знания детей о комнатных растениях. Задачи:
Создание среды для организации и проведения НОД: Слайды комнатных растений: традесканция, фикус, бегония, сансевиерия, фиалка. Для Незнайки: слайды с изображением гибнущего растения с сухой землёй, растения с пыльными листьями. Ноутбук , проектор , запись классической музыки. Ход занятия. Воспитатель вносит куклу Незнайки: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Это Незнайка. Он говорит, что пришёл к вам за помощью. У него случилась беда , он приготовил своим друзьям из Цветочного города подарок, но его подарок, почему-то потерял свой вид. Воспитатель: давайте посмотрим, что за подарок он приготовил. Можешь его нам показать? Незнайка: Конечно! Вот смотрите! (Включается слайд с двумя цветочными горшками) С моими растениями что-то случилось. Ничего не понимаю! Воспитатель: Да, этим растениям очень плохо. Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, чего не хватает растениям. Рассмотрим первое: что вы видите? (Цветок завял, земля сухая – растению не хватает влаги) Незнайка: Вы думаете, оно хочет пить? А где у него рот? Ответы детей: Растение пьёт воду корнями. Незнайка: Вот ведро воды – поливайте сколько хотите! Воспитатель: Что надо сделать прежде, чем поливать? (Узнать какая вода: холодная или тёплая) — Какая вода для растения самая лучшая? (Комнатной температуры) — Расскажите, как надо правильно поливать растения. (Показываются слайды демонстрирующие , как правильно поливать комнатные растения) Дети объясняют: — Лейку наклоняем осторожно, носик лейки опирается на край горшка. — Теперь этому растению хорошо. Оно благодарит вас за помощь и заботу. Незнайка: — А этому тоже должно быть хорошо – я его поливал! (Появляется картинка второго горшка с цветком) Воспитатель: — По-моему, ему тоже чего-то не хватает! Дети, подскажите Незнайке! (Листья пыльные, растению трудно дышать. Ему не хватает воздуха.) — Как помочь этому растению? (Протереть листья.) Незнайка: — Вот вам мыло, мочалка, полотенце – мойте! Воспитатель: -Дети, чего не знает Незнайка? (Листья нельзя тереть мочалкой. Нужно обтирать их мягкой тряпочкой или опрыскивать. Без мыла!) — Расскажите, как это надо делать. (Демонстрируются слайды показывающие правильный уход за листьями комнатных растений) Незнайка: А для чего у вас тут палочка? (Чтобы землю рыхлить.) — Вот ещё! Зачем её рыхлить? (Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням проходила, чтобы корни дышали.) — Ну, тогда выбросим землю и поставим растение в банку с водой! Воспитатель: — Что ты. Незнайка! Земля растениям очень нужна! Растение корнями из земли берёт питательные вещества. Воспитатель: — А чтобы больше узнать о растениях, я приглашаю тебя, Незнайка, и ребят в увлекательное путешествие в мир растений. Садитесь поудобнее и послушайте такую историю… (Рассказ сопровождается показом слайдов)
И всё было бы хорошо, да только в пасмурные дни тоскуют растения по далёкой Родине, по яркому южному солнцу, по друзьям – великанам. Но нашлись волшебники – знатоки комнатных растений. Это люди – цветоводы. Они правильно ухаживают за растениями. А растения в благодарность за их труд, дарят прекрасные цветы, свежую нежную зелень в любое время года и чистый здоровый воздух. — Посмотрите, ребята, какие здесь разнообразные растения: большие и маленькие, с крупными и с мелкими листьями, стебли прямостоящие и вьющиеся. Что нужно всем этим растениям для жизни? Ответы детей: Вода, тепло, воздух, свет. — Рассмотрите традесканцию. Расскажите о ней. (Появляется на мультимедийной доске картинка традесканции) Ответы детей: У традесканции вьющийся стебель, мелкие зелёные листья. — Вы знаете, почему она так называется? Это имя ей дано в честь ботаника Традесканта. Традесканция – одно из самых знаменитых растений на земле. Оно совершило путешествие в космос на космическом корабле «Космос – 110». Путешествие длилось 22 дня и традесканция выдержала все перегрузки. (Появляется на экране картинка фикуса) — А как называется это растение? Правильно, фикус. Фикус означает каучуковое дерево. Растёт оно в Индии. Высотой бывает до 30 метров – с девятиэтажный дом. Это вечнозелёное растение с блестящими л |