Описание педагогического опыта
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. В настоящее время, детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок учебно-универсальных действий. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе становиться формирование у дошкольника таких интегративных качеств, как: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
В последнее время, педагоги обратили внимание на то, что выросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма. С этой же проблемой столкнулась и я, работая в подготовительной группе. Изучив опыт работы Управителевой Л. В., Кузнецовой Е. В., Шумаевой Д. Г., Смирновой Л. Н., Маханёвой М. Д., Астафьевой Е. О., и др., я пришла к выводу, что вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является неотъемлемой частью проблемы формирования готовности к обучению в школе. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку с трудом удается усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В ней часто все непонятное становится ясным и доступным.
Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. Данная тема всегда была для меня очень интересной. В связи с этим я начала углубленное изучение проблемы оптимизации образовательного процесса по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Поставила цель:
- сформировать познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе на основе использования игрового материала при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Наметила задачи:
1 Развитие фонематического слуха.
2 Формирование предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
3 Формирование готовности к обучению чтению.
4 Развитие начал логического мышления.
Эти задачи я старалась реализовать в процессе разнообразных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения художественной литературы. Но особое внимание уделяла игровой деятельности. При проведении образовательной деятельности с использованием игровых технологий можно почти на 50 % улучшить результаты усвоения программного материала, который воспринимается детьми намного легче и быстрее.
Использование игровых методов и приемов помогло мне решить сразу несколько задач:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;
- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
- Увеличить объем педагогического воздействия, включив игровые упражнения в различные виды деятельности детей.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, из всех предложенных я для своей работы подобрала несколько видов:
1.Привлечение игровых и литературных персонажей
|
Для усиления взаимосвязи между этапами проведения образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении.
|
2.Создание игровой ситуации.
|
Игры-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности.
|
3.Использование наглядного занимательного материала
|
На этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий.
|
4.Введение в ход НОД игровых ситуаций и стихотворных текстов
|
При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты.
|
5.Использование дидактических игр и игровых упражнений
|
В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью.
|
Очень важно работу по подготовке детей к обучению грамоте проводить в определенной последовательности. Для этого, я разработала тематический план на год. Организовала предметно-развивающую среду для проведения непосредственной образовательной деятельности. Подобрала предметные и сюжетные картинки на каждую букву, весёлую азбуку, карточки для звукового анализа слов, для составления схем предложений, для деления слов на части - слоги; ребусы, кроссворды, подготовила раздаточный материал на каждого ребёнка: пеналы для звукового анализа слов, бумажный конструктор для составления букв; изготовила дидактические игры «Составь слово по первым звукам», «Составь предложение», «Сколько слогов в слове», «Поставь ударение» и др; составила картотеки речевого материала для использования в режимных моментах: чистоговорки, скороговорки, потешки, стихи и загадки про каждую букву, сказки помогающие усвоить правила грамматики, физминутки.
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитывала особенности каждого ребёнка, его интересы, потребности. Игровые задания использовались не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в самостоятельной детской деятельности и режимных моментах. Для этого в группе был создан речевой центр, в котором дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол.
Вся работа была построена по следующей системе:
- Непосредственно-образовательную деятельность по подготовке к обучению
грамоте проводилась в рамках образовательной области «Коммуникация» один раз в неделю. Для проведения НОД была разработана технологическая карта с определенной последовательностью:
- рассматривание предметных картинок и определение первого звука в их названиях;
- фонематическая зарядка;
- артикуляция звука и его характеристика;
- проговаривание чистоговорок;
- дидактическая игра или упражнение на закрепление изученного материала;
- знакомство с буквой, выкладывание её из бумажного конструктора.
2. Ход НОД строился на основе сюжета сказки. При знакомстве со звуком и буквой /К/ дети путешествовали по сказке «Колобок», а при знакомстве со звуком и буквой /Р/ помогали Деду из сказки «Репка». Каждая непосредственно образовательная деятельность имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, на основе неё ставятся цель. Ход описан достаточно подробно, указывается дидактический материал. Данная система позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Этапы работы по данной теме:
На первом этапе - постепенно подводила детей к осознанию того, что наша речь состоит из слов. Использовала для этого такие упражнения, как «Скажи слово», «Назови слово, которое обозначает предмет», «Назови похожее слово». Эти упражнения способствовали активизации в речи ребёнка различных частей речи.
На втором этапе – велась работа над предложением. Начиная с выделения предложений из речи, объясняла, что предложением выражается законченная мысль. Учила детей на слух определять количество предложений в рассказе (не более 4), составлять предложения из 2 - 4 слов используя предметные и сюжетные картинки. Для объяснения того, что слова в предложении произносятся последовательно, проводились такие упражнения, как «Живые слова», в котором ребёнок должен найти место своему слову в предложении и вовремя произнести его.
На третьем этапе - большое внимание уделялось работе по ознакомлению со слоговым строением слова. Вначале объясняла, что слова делятся на части, произнося знакомые слова и отделяя одну часть слова от другой. Для закрепления проводила такие упражнения: «Назови части моего слова», «Живое слово», «Предметы вокруг нас» (слова из двух слогов).
Четвертым этапом работы - было обучение детей определению количества звуков в словах и их последовательности. Вначале предлагала слова, состоящие из 2-3 звуков, затем из 4 - 5 звуков. Далее стремилась к тому, чтобы дети самостоятельно находили слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова; обучала различать на слух согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие с помощью упражнений: «Волшебный замок», «Назови первый (последний) звук в слове», «Найди нужный цвет».
На всех этапах обучения предлагались детям различные логические упражнения: назови слова, оканчивающиеся на -ок; начинающиеся с заданного звука; с одинаковым последним звуком; обучала подбирать рифмы к словам:
рак -мак, мишка - шишка; знакомила с кроссвордами, ребусами, калейдоскопами, шарадами, криптограммами и другими занимательными играми.
Закрепление пройденного материала в непосредственной образовательной деятельности над каждым звуком и буквой проводила во время режимных моментов с подгруппой детей или индивидуально в течение недели или нескольких дней, в зависимости от интереса и индивидуальных особенностей детей. Для закрепления использовала разнообразный наглядный материал, разучивание чистоговорок, стихотворений, отгадывание загадок; различные дидактические игры; составление букв из счетных палочек. А так же предлагала детям сюжетно - ролевую игру «Школа». Находясь в роли учителя, ребёнок мобилизировал свою волю, память, старался повторить точную формулировку вопроса и задания.
Для привлечения внимания родителей к данной теме, было проведено общее родительское собрание на тему: «Специальная готовность детей к школе»; был представлен устный журнал «Подготовка детей к обучению грамоте»; оформлена папка с материалами «Комплексная подготовка к школе»; папка - передвижка «Подготовка руки ребёнка к письму», различные буклеты. Родители участвовали в «Познавательной викторине», приглашались на просмотр открытых мероприятий. Многие игры у детей стали любимыми и вместе с родителями они играют в них дома.
Результативность проделанной работы я оценивала с помощью диагностических методик предложенных Ю. А. Афонькиной. Глубокий подход к диагностике позволил мне создать объективную картину психофизического развития ребёнка: выявить проблемы несформированности психических процессов; установление представлений у детей по подготовке к обучению грамоте. Диагностическое обследование проводилось два раза в течение учебного года: в начале октября и в мае. Результаты диагностики показали, что материал был усвоен: в начале учебного года на 84%, в конце учебного года - 95%. В течение года, у детей было сформировано познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка, его словарном составе. Дети хорошо овладели понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение». Научились различать гласные и согласные звуки, правильно ставить ударения в словах. Научились составлять слова по первым звукам названий предметных картинок; составлять предложения и членить их на слова с указанием их последовательности; научились делить слова на слоги; составлять слова из слогов. Все дети проявляют интерес к чтению и родному языку. Успешность данной работы зависит от хорошо организованной методической работы.
Обобщенный мною опыт работы над оптимизацией образовательного процесса по подготовке детей к обучению грамоте был представлен в виде проекта «Учимся – играя» на городском методическом объединении воспитателей старших групп в 2010г., в информационно-методическом центре г.Новотроицка в 2011г. Я считаю, что он будет так же полезен воспитателям подготовительных к школе групп.
|