Обобщение педагогического опыта по теме «Игра - это серьёзно»
1. «Новые подходы к игре».
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Ранее социализация проходила во дворах, где дети целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Дети были вовлечены в дворовую субкультуру. Современное поколение детей предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми, у которых просто нет времени, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни. Она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Не случайно в Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития и одной из ведущих областей названа образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Современные авторские программы и технологии развития дошкольников имеют целью приобретение ребёнком социального опыта и последовательное введение его в окружающий мир. Причём накопление такого опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:
- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
- вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
- предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
- предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Соответствующая этим условиям деятельность стала системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в современном ДОУ. Таким фактором явилась игра, определённая в ФГОС ДО как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.
Актуальностью проблемы явилось то, что право играть, которое зафиксировано в статье 31 «Конвенции о правах ребенка», иногда значительно нарушается. Причинами нарушений выступают:
- непонимание взрослыми важности игры;
- отсутствие безопасного пространства для игры;
- отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру.
- давление образовательных задач и приоритет обучающих действий.
- жесткое программирование свободного времени детей.
С введением ФГОС изменилось отношение к детской игре. В свете современных требований мы выделили два возможных пути организации игры в детском саду:
- Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка.
- В соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность, для которой создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.
Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям государственного стандарта, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом. Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому сюжетная, или, как ее часто называют, творческая игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность не только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Таким образом, перед педагогом-практиком в современной ситуации открываются два пути влияния на развитие ребенка с помощью игры.
Первый путь - узкопедагогический, и заключается он в сложном, многоступенчатом обогащении познавательной сферы ребенка, наполнении ее духовно-нравственным содержанием. Но ребенок проводит много времени за стенами детского сада, где наблюдает различные жизненные коллизии, смотрит не предназначенные для его возраста телепередачи. Все это производит на него значительное впечатление, нередко большее, чем неизбежно пресное педагогически ценное содержание, предлагаемое в детском саду. Как отмечала Д.Б. Менджерицкая, «для возникновения замысла (игры) нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, воздействующие на его воображение и чувства». Следовательно, чтобы сюжет игры был построен на педагогически ценных содержаниях, со стороны взрослого понадобится активное вмешательство в игру и фильтрация нежелательных направлений сюжета. Но, даже если взрослому удастся одержать победу в этой борьбе, при подобном отборе содержаний для игры она перестанет быть игрой.
Второй путь заключается в том, чтобы позволить детям играть, во что им захочется и с кем захочется, так же как они играли тысячелетия до этого. В случае неразвитости игровых навыков необходимо показать им, как играть, что педагог может сделать, только играя с детьми на равных.
На основании вышеизложенного коллективом нашего детского сада была разработана классификация игр для детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО:
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
|