Вторник, 04.08.2020, 14:56

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Обобщение педагогического опыта по теме «Игра - это серьёзно»
19.02.2017, 12:45

Обобщение педагогического опыта по теме «Игра - это серьёзно»

1. «Новые подходы к игре».

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Ранее социализация проходила во дворах, где дети целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Дети были вовлечены в дворовую субкультуру. Современное поколение детей предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми, у которых просто нет времени, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни. Она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Не случайно в Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития и одной из ведущих областей названа образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Современные авторские программы и технологии развития дошкольников имеют целью приобретение ребёнком социального опыта и последовательное введение его в окружающий мир. Причём накопление такого опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:

- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

- вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

- предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

- предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Соответствующая этим условиям деятельность стала системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в современном ДОУ. Таким фактором явилась игра, определённая в ФГОС ДО как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.

Актуальностью проблемы явилось то, что право играть, которое зафиксировано в статье 31 «Конвенции о правах ребенка», иногда значительно нарушается. Причинами нарушений выступают:

  • непонимание взрослыми важности игры;
  • от­сутствие безопасного пространства для игры;
  • отсутствие соответ­ствующей предметной среды, под­держивающей игру.
  • давление образовательных задач и приори­тет обучающих действий.
  • жест­кое программирование свободного времени детей.

С введением ФГОС изменилось отношение к детской игре. В свете современных требований мы выделили два возможных пути организации игры в детском саду:

  • Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка.
  • В соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность, для которой создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Идея о том, что игра ребенка представляет собой узкоспециализированное средство социализации, имеет глубокие исторические корни и традиции в отечественной педагогике. Но подобный взгляд на игру как на всего лишь средство приобщения ребенка к традиционным социальным нормам представляется спорным и противоречащим как общим целям государственного стандарта, так и целям современного гуманистически ориентированного образования в целом. Нельзя игнорировать другое распространенное мнение, согласно которому сюжетная, или, как ее часто называют, творческая игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность не только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Таким образом, перед педагогом-практи­ком в современной ситуации открываются два пути влияния на развитие ребенка с помощью игры.

Первый путь - узкопедагоги­ческий, и заключается он в сложном, мно­гоступенчатом обогащении познаватель­ной сферы ребенка, наполнении ее духовно-нравственным содержанием. Но ребенок проводит много времени за стена­ми детского сада, где наблюдает различные жизненные коллизии, смотрит не предназ­наченные для его возраста телепередачи. Все это производит на него значительное впечатление, нередко большее, чем неиз­бежно пресное педагогически ценное со­держание, предлагаемое в детском саду. Как отмечала Д.Б. Менджерицкая, «для возникновения замысла (игры) нужны яр­кие, живые впечатления, волнующие ре­бенка, воздействующие на его воображе­ние и чувства». Следовательно, чтобы сюжет игры был построен на педагогичес­ки ценных содержаниях, со стороны взрос­лого понадобится активное вмешательство в игру и фильтрация нежелательных на­правлений сюжета. Но, даже если взросло­му удастся одержать победу в этой борьбе, при подобном отборе содержаний для игры она перестанет быть игрой.

Второй путь заключается в том, чтобы позволить детям играть, во что им захочется и с кем захочется, так же как они играли ты­сячелетия до этого. В случае неразвитости игровых навыков необходимо показать им, как играть, что педагог может сделать, толь­ко играя с детьми на равных.

На основании вышеизложенного коллективом нашего детского сада была разработана классификация игр для детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО:

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Категория: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ | Добавил: podnozova73
Просмотров: 477 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar