Введение.
Восточная легенда рассказывает о том, что Создатель сотворил человека единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а другая – женщиной. С тех пор они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования.
Тема мужского и женского стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. Проблемы поло-ролевой социализации мальчиков и девочек относятся к числу пренебрегаемых областей педагогики. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывает пол как важную характеристику ребенка.
Около 10 лет назад наступило время обращения к проблемам половой дифференциации. Интерес был обусловлен не только тем, что категория пола – сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная и клиническая проблема, но, прежде всего тем, что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка.
Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М. А. Васильевой показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты.
Знание половых различий, проявляющихся с самого раннего возраста, поможет взрослым подобрать такие воспитательные воздействия, которые способствовали бы формированию психологического пола ребенка с присущими этому полу формами поведения.
Первичной социальной группой, в которой происходит процесс половой социализации, являются родители, братья, сестры, ближайшие родственники - семья. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка посредством овладения им нормами и стереотипами поведения в соответствии с половой принадлежностью. Механизм идентификации для выработки собственной поло-ролевой позиции срабатывает не только в отношении окружающих ребенка взрослых и детей, но и в отношении культурных носителей половой дифференциации, например, литературных и киногероев, сказочных персонажей.
От того, насколько ребенок будет знаком с проблемой полового воспитания, зависит его воспитание как личности, как будущего родителя.
Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.
Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, так как задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
Методические рекомендации для педагогов «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
|