Организация совместной партнерской деятельности, как важнейшего условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Отличия совместной партнерской деятельности от традиционных методов образования:
- Активность и самостоятельность ребенка сочетаются с руководящей ролью педагога. Исключается психологическое давление на ребенка. Взаимодействие с ребенком строится на основе мотивации, т.е. без принуждения.
Типы мотивации, лежащие в основе совместной партнерской деятельности:
Личная заинтересованность ребенка
|
Продукт деятельности ребенка будет принадлежать только ему. Поделки не предназначены для выставки, отчета.
|
Мотивация общения со взрослым
|
Взрослый организует взаимодействие с детьми через создание ситуации поддержки.
- Ребята, кто мне может помочь?
- Как вы думаете, а что нужно сделать , чтобы…?
- Я прошу тебя мне помочь, потому что уверена, что ты это знаешь и умеешь.
- Я буду выполнять эту работу, а что планируешь делать ты?
|
Игровая мотивация
|
Партнерская деятельность организуется на основе игры.
Ранний возраст – действия с предметами
- Ребята, кукла не причесана, её надо расчесать.
Средний возраст – роль, ролевое поведение.
-Кто возьмет роль мамы, кто – сестры.
Старший возраст – главное взаимоотношения детей, сюжетосложение, комбинирование историй. Сначала ставим игровую задачу, затем – учебную.
Пример: знакомство детей с холодными и теплыми цветами.
Игровая задача: подбери букет для Снегурочки.
Учебная задача: мы будем учиться смешивать краски для получения холодных и теплых цветов.
|
- Изменение позиции взрослого. Он – не воспитатель, а партнер. Он наравне с ребенком. Партнер – это тот, кто умеет заинтересовать детей и на равных участвовать с ними в общем деле.
Воспитатель
|
Партнер
|
- Дети подойдите ко мне, мы будем рисовать …
|
- Ребята, кто хочет, чтобы мы с вами сделали….
- Скоро настанет праздник. А заметно ли в нашей группе, что приближается праздник? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы…
Педагог включаясь в общее дело с детьми, говорит:
- Я буду вырезать звезды (и далее рассказывает, как он будет выполнять эту работу, какие у него могут возникнуть трудности)
|
- Полное исключение школьно-урочной формы обучения. Место педагога - не около доски, а среди детей. В ходе продуктивной деятельности дети имеют возможность наблюдать за действиями, операциями которые он совершает. Дети по ходу работы могут вставать, подходить к воспитателю, задавать ему вопросы.
- «Открытый конец» совместной партнерской деятельности. Если ребенок закончил дело раньше, он может покинуть свое место. При этом ребенок должен осознавать, что нельзя мешать другим, кричать, шуметь.
|