Пятница, 19.04.2024, 06:31

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ГМО ранний возраст

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 2 И 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
24.02.2017, 18:23

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 2 И 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Структура, организация и методика занятий

Программой предусмотрены еженедельно 2 занятия по физической культуре (по 8-10 мин. на 2.году жизни и по 10-15 мин. в группе 3 года жизни) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака или после дневного сна до полдника.

По возможности заниматься лучше в зале (желательно хотя бы одно занятие в неделю), где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий являются влажная уборка пола, чистый воздух (+19, +20), привычная обстановка, облегченная, не стесняющая движений одежда. Уже с полутора лет можно начинать приучать детей надевать на занятие майку, трусы, специальную обувь (футболка, шорты), дети третьего года жизни могут заниматься в носках или босиком на ковре, если пол подогревается.

Воспитатель в физкультурной форме. Разрешается воспитателю надевать спортивные брюки и футболку или блузку (с учетом фигуры), на ногах носки или спортивная обувь.

Целесообразно поделить детей на подгруппы в возрасте до 1,5-1,8 мес. по 2-3 человека, более старших до 2 лет – по 5 – 7. С 2 до 3 лет по 10-12 человек по возрасту; в младшей подгруппе на 2-3 ребенка меньше.

Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей подгруппой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений.

Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т.д. Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение 2 недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом лежащей на полу плоской или ребристой доске и т.д.

Комплексы упражнений воспитатель может составлять сам или использовать готовые. Планируя занятия, следует:

  1. помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребёнка;
  2. предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые необходимо чередовать;
  3. избегать длительного статического положения, ожидания;
  4. соблюдать последовательность в нарастании трудности упражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенствованием двигательных умений малыша;
  5. методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
  6. умело вызывать у ребенка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение;
  7. иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста;
  8. учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

(Моторная плотность – время, которое используется для непосредственного выполнения движений детьми на занятии.

Общая плотность – время, отведённое для выполнения движений, построений, перестроений, показа и объяснений воспитателя. Время, используемое на расстановку и уборку пособий на занятиях с детьми 1-3 лет, не учитывается.)

Моторная плотность занятий детей второго года жизни находится в пределах 40-70% всего времени занятия. Общая плотность занятия выше, но даже при умелой организации и педагогическом мастерстве воспитателя она не превышает 80% общего времени занятия.

В первой младшей группе моторная плотность составляет 50-80%, а общая уже достигает 80-100%

Это происходит за счет увеличения длительности занятия, а главным образом за счет применения наиболее рациональных способов организации детей (поточного и фронтального). Двигательная активность детей третьего года жизни значительно выше, чем у детей второго года жизни.

Учет двигательной активности показывает, что в начале года в течение 8-10 –минутного занятия у детей фиксируется (с помощью шагомера) 50 – 180 движений, а к концу года – уже 300- 500. У детей третьего года жизни составляет 1300-1400 движение (по шагомеру).

Занятия по физической культуре на втором году жизни предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазание), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазание, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок обучается действовать в коллективе.

Структура занятия по физической культуре

Структура занятия по физической культуре на втором и третьем году жизни одинакова.

1. Вводная часть.

Цель: организовать коллектив детей, сосредоточить внимание, подготовить организм к нагрузке.

До 1,5 лет – ходьба в прямом направлении;

С 1,5 до 2 лет – ходьба стайкой в разных направлениях;

С 2 до 3 лет – ходьба с переходом на бег, ходьба, корригирующие упражнения ( ходьба по ребристой доске, перешагивание, на носочках, упражнения на дыхание)

Время основной части до 2 лет – 0,5 – 1 мин., с 2 до 3 лет – 1,5-2 мин.

2. Основная часть:

1)Общеразвивающие упражнения на развитие различных групп мышц. Начинаем с плечевого пояса, дальше нагрузка на мышцы спины и живота и в конце для мышц ног.

До 1, 5 лет ОРУ лучше давать по методике Губерт и Рысс (с кольцами, палками, веревочкой), где воспитатель стимулирует движения детей.

С 1,5 лет – по методике Я.Лайзане ОРУ с предметами: кубики, колечки, погремушки и т.д., включать 3 ОРУ.

С 2 до 3 лет - по методике Я.Лайзане 3-4 упражнения с пособиями (косички, султанчики, веревочки, листочки, платочки, шишки), т.к они обуславливают движения, с ними легче добиться качества упражнений. Берем 3-4 ОРУ. Четвертое как первое для верхнего плечевого пояса. Для усиления нагрузки после ОРУ даем подпрыгивание на месте.

  1. Основные движения
  1. Ходьба
  2. Равновесие
  3. Подлезание
  4. Бросание

Лазание по лестнице, стенке проводится индивидуально и в комплекс не включается.

Количество основных движений зависит от возраста:

на 2-м году жизни – 2 основных движения, на 3-м г.ж. – 2-3 основных движения.

Основные движения планируем строго по программе.

3) Подвижная игра.

Подвижная игра подбирается соответственно с программой и с учетом основного вида движения. Пример: ОВД ходьба – подвижная игра ползание.

  • втором году жизни вместо игры берем игровое упражнение (догони мяч…) Продолжительность основной части : 2 г.ж. – 7-8 минут,

3 г.ж. -12-15 минут

3. Заключительная часть. Спокойная ходьба. Упражнение на дыхание. 2 г.ж. -1 мин., 3 г.ж. – 1-2 мин.

Методика занятий.

Вводная часть .

До 2-х лет. Ходьба под ритм, под слово, под счет, под песенку.

До 3-х лет. Ходьба под бубен.

В вводной части воспитатель обращает внимание на осанку. Дети всё делают по подражанию. Воспитатель делает правильный показ.

Воспитатель идет вместе с детьми впереди, сзади, сбоку, спиной – все приемы приемлемы. Физкультурные пособия дети берут сами для общеразвивающих упражнений. Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Как объяснение дети не воспринимают. . Можно давать по слову.

  • отработанные упражнения. Упражнения проводить четко, немногословно, эмоционально, следить за дозировкой. После дети сами складывают пособия.

Основная часть.

Общеразвивающие упражнения дети выполняют стоя врассыпную или в кругу из разных исходных положений с предметами. Их использование повышает мышечное напряжение, усиливает эмоциональный настрой. Предметы, игрушки должны быть знакомыми детям и одинаковыми.

Основные движения проводятся поточным методом. Чтобы это осуществить необходимо продумать расстановку пособий. Возможно использование нескольких пособий, 2-3 дорожки. Чем больше пройдет ребенок, тем лучше.

Основные движения часто менять не рекомендуется. Одно старое, одно новое над которым надо работать. Основное движение воспитатель может показать на ребенке. При выполнении основных движений надо развивать левое и правое полушарие. Пролез вперед - поверни обратно.

Подвижную игру заранее не объясняем. Дети усваивают правила по ходу.

Заключительная часть включает упражнения в ходьбе с выполнением несложных заданий. Задача – привести организм ребенка в спокойное состояние.

В раннем возрасте дети осваивают следующие виды основных движений.

ХОДЬБА.

2 г.ж. - ходьба стайкой в прямом направлении за воспитателем.

3 г.ж.

  1. ходьба стайкой за воспитателем
  2. ходьба парами,
  3. ходьбе по кругу взявшись за руки
  4. ходьба с изменением темпа
  5. ходьба с изменением направления
  6. ходьба с переходом на бег
  7. ходьба по ориентиру (по периметру ковра, до веревочки….)
  8. ходьба с переходом через препятствие

Ходьба с развитием равновесия:

    • ходьба по дорожке из клеенки или др. материала (линолеум )

Длина 3-4 метра, ширина 30,35 см.(2 г.ж.), 20 см. – 3 г.ж.

    • ходьба по доске длиной 2,5 – 2 м, шир. 25 см (2г),20 см. (3г.ж)
    • ходьба по ребристой дорожке или доске : длина 2-2,5 м;
    • ходьба по наклонной доске дл.2 – 2,5 м, шир. 25см, увеличивая угол наклона от 10-15 см, 15-20см, 3-й год жизни до 30 см.
    • подъем на ящик высотой 10-15 см.
    • Перешагивание через веревку или палку: лежит на полу или приподнята на 12-18 см.; на 3 г.ж. перешагивает через 2-3 препятствия.

БЕГ.

На 2 г.ж. – ускоренная ходьба, бега ещё нет.

Бег включаем с 2 до 3 лет.

Виды бега:

  1. в прямом направлении
  2. в разных направлениях
  3. друг за другом
  4. за воспитателем
  5. в колонне по одному

Продолжительность 30-40 – секунд.

Бег с изменением темпа (формируется в результате систематических упражнений) . Это показатель развитости физической подготовки ребенка. Критерий оценки: 10 метров

2-2,5 года мальчики девочки

5,5 сек 5,6 сек

3 года 3,7 сек 3,8 сек

ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

Ползание и лазание включается в комплекс

2г.ж. – расстояние 2 метра- свободно

3 г.ж. – расстояние 3-4 метра; ползают по дорожке, между веревками, по наклонной доске, по гимнастической скамейке, ползание на четвереньках.

Подползание – в воротца, под верёвку высота 50,40, 35 см на 2 году жизни и 40-30 см на 3 году жизни.

Проползание в обруч (2 и 3 г.ж.)

Подлезание под гимнастическую скамейку

Перелезание через бревно

Гимнастические лесенки или стремянки.

2 год жизни – лесенка-стремянка; высота 1-1,5м; влезают и слезают как удобно

3 год жизни – высота лесенки 1,5 – 1,7 метра, расстояние между перекладинами 12-15 см. – 16-18см

Ползание сочетается в комплексе с подлезанием.

БРОСАНИЕ И КАТАНИЕ.

2 г.ж.

Мячи контрастных размеров диаметр 20-25 см, набивные мячи обшитые клеенкой.

Катание мяча в паре с воспитателем (индивидуальная работа)

Катание со ската

Катание одной рукой и двумя

3 г.ж. усложнение

Катают мячи друг другу - расстояние 50 см-1 метр

Прокатывание под дугу.

2г.ж. – Бросание малых мячей или набивных песком правой и левой рукой на дальность

Перебрасывание через веревочку на уровни груди ребенка или через скамью

3 г.ж. Бросание

  1. вперед снизу
  2. от груди
  3. из-за головы
  4. через шнур или сетку
  5. в горизонтальную цель на расстоянии 1 м

Ловля мяча (индивидуальная работа)

ПРЫЖКИ

Спрыгивание – опасно. Только на мат, только индивидуально.

На занятии прыжки на 2-х ногах на одном месте.

Поскоки - с 2 до 3 лет после общеразвивающих упражнений включаются во все комплексы для повышения физической нагрузки. Поскоки, ходьба и переход на основные движения.

На 2 г.ж общеразвивающие упражнения можно проводить с шестом или обручем, т.е взрослый обусловливает эти преобладающие упражнения.

На 3 г.ж. у С.Я Лайзане общеразвивающие упражнения можно использовать.

На 2-м г.ж. в комплекс включаем общеразвивающих упражнений 2-3

На 3-м г.ж. –3-4 упражнения.

Дозировка - 4-5-6 раз для менее нагрузочных мышц плечевого пояса и 2-3-4 раза для мышц спины, живота.

Для занятий ОРУ необходимо иметь разнообразные пособия, которые так же рекомендует С.Я. Лайзане на подгруппу детей, а затем и на группу. Это флажки, платочки, косички, цветные ленточки, кубики пластмассовые 3х3х3 или 4х4х4, мячи, обручи, мешочки с песком, погремушки, шишки еловые и сосновые, палочки деревянные круглые.

В младшей группе детского сада впервые вводится в режим дня утренняя гимнастика. Её проводят с начала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность утренней гимнастики 4-5 мин. Проводят её в группе за 10-15 минут до завтрака.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Поскольку многие дети не могут сразу включиться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике и добиваться четкого выполнения движений. В своей работе мы используем комплексы К.С.Бабиной, которые носят игровой характер.

Подвижные игры.

Подвижные игры успешно служат решению многих задач всестороннего развития детей. Они обеспечивают разностороннее развитие моторной сферы ребенка, способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Их обязательно включают в каждое занятие. Когда в подвижных играх дети упражняются в беге, подпрыгивании, перепрыгивании, ползании, влезании и слезании, воспитатель оказывает лишь косвенное обучающее воздействие. Управление развитием движений детей осуществляется в этом случае посредством игровых правил, сюжета игры. Играя, они овладевают новыми, более сложными видами движений, становятся более ловкими, сообразительными, смелыми. Главное назначение подвижной игры на занятии – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального подъема детей, добиться наиболее высокой на протяжении всего занятия физиологической нагрузки.

Помимо занятий подвижные игры проводятся в группе, на прогулке в утренние и вечерние часы. По своему содержанию и организации они разнообразны. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы.

Содержание подвижных игр и игровых упражнений.

С ходьбой и бегом.

«Догони мяч», «По тропинке», «Через ручеёк», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

С ползанием.

«Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию!», «Будь осторожен», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча.

«Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься вернее!».

С подпрыгиванием.

«Мой весёлый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнёздышках», «Через ручеёк».

На ориентировку в пространстве.

«Где звенит», «Найди флажок».

С разнообразными движениями и пением.

«Поезд», «Заинька», «Флажок»

Подводя итоги своего выступления хочется отметить, что физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях города уделяется большое внимание. Это нам с вами доверено охранять жизнь и укреплять здоровье детей, своевременно формировать у них двигательные умения и навыки, развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость), овладевать физическими упражнениями и подвижными играми, чтобы воспитать жизнерадостную, жизнестойкую, целеустремленную, волевую, творческую личность.

 

 

 

 

Категория: ГМО ранний возраст | Добавил: podnozova73
Просмотров: 596 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar