Пояснительная записка
Раздел работы с детьми средней группы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих содержания образовательной области «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела имеет свою базовую основу.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела – расширять представления детей о мире природы.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
– развитие интереса к миру природы;
– развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
– формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
– развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
– формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием мира природы, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому предусматривается разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
· участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
· рассказать о сезонных изменениях природы.
Содержание образовательной работы по теме «Мир природы»
1. Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах).
Задачи:
- способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования;
- развивать представления о среде обитания: сад – огород;
- воспитывать положительное отношение к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов;
- прививать трудолюбие.
2.Гуляем по лугу
Задачи:
- формировать представления о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями;
- воспитать интерес к растениям, желание узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них;
-прививать желание заботиться о растениях.
3.Куда исчезают насекомые
З а д а ч и:
- учить видеть и радоваться красоте всего живущего на земле;
- формировать общие представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног);
- развивать представления о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям;
-развивать познавательный интерес к природе,
- воспитывать у детей желание проявлять заботу о насекомых, защищать их.
4.Кто такая рыбка
З а д а ч и:
- учить выделять признаки внешнего вида рыбки,
- формирование представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях);
- развивать деятельность наблюдения:
- учить пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой;
- воспитывать стремление сохранять ее живой и здоровой.
5.Кому нужна вода (проблемно-этическая беседа).
З а д а ч и:
- Развивать представления о воде, где есть вода в природе;
- Развивать понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого;
- Воспитание необходимости беречь водопроводную воду.
6. Как помочь растению (наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы).
З а д а ч и:
- учить применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге
- учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями
- способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);
- развивать умение поливать растения, используя при этом модель трудового процесса;
7. Деревья и кустарники на участке детского сада (беседа).
З а д а ч и:
- способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;
- развивать у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель;
- воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом;
- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
8.Какие разные птицы (сравнительный рассказ).
З а д а ч и:
-учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
- способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения);
-развитие сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа;
9.Где живут дикие звери (беседа).
З а д а ч и:
- способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме;
- развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.
10.Как живут домашние животные (беседа о кролике, утке).
З а д а ч и:
- способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными;
-развивать любознательность, желание ухаживать за животными.
11.Осень золотая (обобщающая беседа).
З а д а ч и:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках;
- активизировать деятельность наблюдения,
- развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе,
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
12.Какие разные деревья (составление сравнительных рассказов о деревьях (береза – тополь).
З а д а ч и:
- способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки;
- развивать умения рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко;
- формировать умения составлять сравнительные рассказы
13.Птицы (беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири).
З а д а ч и:
- способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;
- обогащение и углубление представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения);
- развивать умение сравнивать по признакам, закрепленным в модели,
- развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа;
- воспитывать чувство заботы о птицах.
14.Хвойные деревья (ель, сосна) (беседа).
Задачи:
- способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания;
- воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды
15.Почему Мишка перепутал черепаху с камнем (наблюдение за черепахой).
З а д а ч и:
- создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения
- воспитывать желание наблюдать за нею,
- развивать умение общаться, не боясь ее;
- воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.
16.Дикие звери зимой (беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе).
З а д а ч и:
- способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу);
- развивать умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей;
- развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.
17.Птичка в клетке (распознающее наблюдение и составление описательного рассказа о попугае).
З а д а ч и:
- способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения);
- воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.
18.Путешествие в деревню к бабушке (беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова).
З а д а ч и:
- способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни);
- развивать умение устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; - развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа.
- воспитывать заботливое отношение к домашним животным
19.Зимушка-зима (обобщающая беседа о зиме).
З а д а ч и:
- развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках;
- активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период);
- поддерживать познавательные интересы к природе;
- воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
20.Весенний букет (обобщающее наблюдение за цветущим комнатным растением).
З а д а ч и:
- способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение; - развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа; пониманию способа ухода за комнатными растениями;
- воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений
21.У нас в гостях морская свинка (наблюдение с элементами беседы).
З а д а ч и:
- создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом; для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать; для развития любознательности;
- воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном.
22.Посадим фасоль (беседа с элементами труда).
З а д а ч и:
- развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет);
- формировать умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».
23.Весна в лесу (обобщающая беседа о лесных зверях зимой).
З а д а ч и:
- способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание);
- формировать умение называть взрослого зверя и его детеныша; - развивать любознательность;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.
24.Птицы весной (обобщающая беседа о птицах (скворец, утка).
З а д а ч и:
- способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека);
- развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами;
- развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.
25.Насекомые (обобщающая беседа о насекомых)
З а д а ч и:
- способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым);
- развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказывания,
- развивать любознательность
26.Цветущие деревья (беседа о яблони, вишни, сирени
З а д а ч и:
- способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений);
- формировать умение устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение);
- развивать умение различать деревья по листьям, цветам;
- воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.
27.Весна-красна (обобщающая беседа).
З а д а ч и:
- способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках;
- формировать представления о деятельности человека в весенний период;
- развивать умение сопоставлять связь сезона с одеждой человека; - развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе.
Методические обеспечение:
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.
2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.
3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.
4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.
5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.
6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
9.Рыжова Н.А. Наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.
10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.
11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
СКАЧАТЬ /mir_prirody.docx
|