Пятница, 26.04.2024, 04:13

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Комплексно - тематический план по теме «Мир природы»
18.02.2017, 17:36

Пояснительная записка

Раздел работы с детьми средней группы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих содержания образовательной области «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая часть раздела имеет свою базовую основу.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Цель раздела – расширять представления детей о мире природы.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

развитие интереса к миру природы;

– развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

– формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

– развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

– формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием мира природы, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому предусматривается разумное чередование их в течение каждого месяца.

К концу года дети могут:

· участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

· рассказать о сезонных изменениях природы.

Содержание образовательной работы по теме «Мир природы»

1. Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах).

Задачи:

- способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования;

- развивать представления о среде обитания: сад – огород;

- воспитывать положительное отношение к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов;

- прививать трудолюбие.

2.Гуляем по лугу

Задачи:

- формировать представления о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями;

- воспитать интерес к растениям, желание узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них;

-прививать желание заботиться о растениях.

3.Куда исчезают насекомые

З а д а ч и:

- учить видеть и радоваться красоте всего живущего на земле;

- формировать общие представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног);

- развивать представления о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям;

-развивать познавательный интерес к природе,

- воспитывать у детей желание проявлять заботу о насекомых, защищать их.

4.Кто такая рыбка

З а д а ч и:

- учить выделять признаки внешнего вида рыбки,

- формирование представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях);

- развивать деятельность наблюдения:

- учить пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой;

- воспитывать стремление сохранять ее живой и здоровой.

5.Кому нужна вода (проблемно-этическая беседа).

З а д а ч и:

- Развивать представления о воде, где есть вода в природе;

- Развивать понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого;

- Воспитание необходимости беречь водопроводную воду.

6. Как помочь растению (наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы).

З а д а ч и:

- учить применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге

- учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями

- способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);

- развивать умение поливать растения, используя при этом модель трудового процесса;

7. Деревья и кустарники на участке детского сада (беседа).

З а д а ч и:

- способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях;

- развивать у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель;

- воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом;

- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

8.Какие разные птицы (сравнительный рассказ).

З а д а ч и:

-учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

- способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения);

-развитие сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа;

9.Где живут дикие звери (беседа).

З а д а ч и:

- способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме;

- развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

10.Как живут домашние животные (беседа о кролике, утке).

З а д а ч и:

- способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными;

-развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

11.Осень золотая (обобщающая беседа).

З а д а ч и:

- обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках;

- активизировать деятельность наблюдения,

- развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе,

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

12.Какие разные деревья (составление сравнительных рассказов о деревьях (береза – тополь).

З а д а ч и:

- способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки;

- развивать умения рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко;

- формировать умения составлять сравнительные рассказы

13.Птицы (беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири).

З а д а ч и:

- способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;

- обогащение и углубление представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения);

- развивать умение сравнивать по признакам, закрепленным в модели,

- развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа;

- воспитывать чувство заботы о птицах.

14.Хвойные деревья (ель, сосна) (беседа).

Задачи:

- способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания;

- воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды

15.Почему Мишка перепутал черепаху с камнем (наблюдение за черепахой).

З а д а ч и:

- создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения

- воспитывать желание наблюдать за нею,

- развивать умение общаться, не боясь ее;

- воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

16.Дикие звери зимой (беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе).

З а д а ч и:

- способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу);

- развивать умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей;

- развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.

17.Птичка в клетке (распознающее наблюдение и составление описательного рассказа о попугае).

З а д а ч и:

- способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения);

- воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах в уголке природы, трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.

18.Путешествие в деревню к бабушке (беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова).

З а д а ч и:

- способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни);

- развивать умение устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; - развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа.

- воспитывать заботливое отношение к домашним животным

19.Зимушка-зима (обобщающая беседа о зиме).

З а д а ч и:

- развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках;

- активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период);

- поддерживать познавательные интересы к природе;

- воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

20.Весенний букет (обобщающее наблюдение за цветущим комнатным растением).

З а д а ч и:

- способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение; - развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа; пониманию способа ухода за комнатными растениями;

- воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений

21.У нас в гостях морская свинка (наблюдение с элементами беседы).

З а д а ч и:

- создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом; для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать; для развития любознательности;

- воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном.

22.Посадим фасоль (беседа с элементами труда).

З а д а ч и:

- развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет);

- формировать умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

23.Весна в лесу (обобщающая беседа о лесных зверях зимой).

З а д а ч и:

- способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание);

- формировать умение называть взрослого зверя и его детеныша; - развивать любознательность;

- воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.

24.Птицы весной (обобщающая беседа о птицах (скворец, утка).

З а д а ч и:

- способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека);

- развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами;

- развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

25.Насекомые (обобщающая беседа о насекомых)

З а д а ч и:

- способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым);

- развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказывания,

- развивать любознательность

26.Цветущие деревья (беседа о яблони, вишни, сирени

З а д а ч и:

- способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений);

- формировать умение устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение);

- развивать умение различать деревья по листьям, цветам;

- воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

27.Весна-красна (обобщающая беседа).

З а д а ч и:

- способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках;

- формировать представления о деятельности человека в весенний период;

- развивать умение сопоставлять связь сезона с одеждой человека; - развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе.

Методические обеспечение:

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.

2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.

3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.

4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.

5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.

6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.

7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.

8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

9.Рыжова Н.А. Наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.

10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.

11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

СКАЧАТЬ    /mir_prirody.docx

 

Категория: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ | Добавил: podnozova73
Просмотров: 270 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar