Пятница, 29.03.2024, 14:34

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка детей к школе

Умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

Умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

Время преддошкольного развития является самым благоприятным для того, чтобы привить ребенку необходимые личностные свойства, которые в дальнейшей жизни сослужат ему хорошую службу. Это объясняется тем, что возраст пяти-семи лет характеризует тот период, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника превращается в школьника. В это время обычно происходит обобщение всего того, что ребенок уже усвоил за свою недолгую жизнь. Именно в это время его можно приучить к условиям систематического обучения, сформировать умение учиться. При этом важно не только овладение ребенком определенными навыками общения, которые сами по себе необходимы для вхождения малыша в новый коллектив, но также нужно сформировать такую сторону мышления маленького человечка, как способность к рассуждению, к обдумыванию какого-либо вопроса или познавательной задачи.

Эти способности усиливаются в творческом общении с другими людьми, в результате чего ребенок учится не только самостоятельно рассуждать и высказывать свое собственное мнение. Он также привыкает с уважением относиться к мнению другого человека, а способность к проявлению уважения к чужому мнению оставалась актуальной во все времена. Следовательно, это умение является исключительно важным для вхождения маленького человечка в современное общество.

Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя", на первых порах придется очень нелегко.

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.

Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим, уважать чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми разнообразные конфликтные ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт.

Для этого с детьми своей группы я провожу ролевые игры, в которых ребенок выполняет роль учителя, а взрослые - нерадивых учеников. При этом "учитель" просит выполнить различные задания, а "ученики" отказываются их выполнять. Важно относиться к этой игре с юмором и научить ребенка сглаживать острые углы в общении. Кроме того, подобные игры позволяют детям посмотреть на собственное поведение как бы со стороны, более критичным взглядом. Примерив на себя роль учителя, ребенок несколько по-иному  воспринимает и собственное поведение, меньше  проявляет непослушания по отношению к учителю, воспитателю или родителям.

У некоторых детей проявляется выраженное агрессивное поведение, которое вызывает проблемы как у него самого, так и у группы в целом и, естественно, у родителей. Агрессия обусловлена несколькими причинами. Она может быть попыткой привлечь к себе внимание, заявить о своем существовании, проявить интерес к другому ребенку, не учитывая при этом эффекта подобной активности. Агрессивно ребенок реагирует на неудовлетворение его потребностей (фрустрацию), так проявляется его гнев. При этом агрессия может направляться на «обидчика» или же на самого себя, это уже самоагрессия. Агрессия является также врожденным проявлением, одним из влечений. С одной стороны, у человека есть влечение к созиданию, построению отношений, любви, а с другой – к разрушению, разрыву связей, враждебность. Сила этих влечений индивидуальна. Социализация человеческого детеныша заключается к «приручении» этих влечений, к научению ребенка выражать их приемлемыми в обществе способами. Другое проявление агрессии – садизм, в этом случае ребенок получает удовольствие, причиняя боль, заставляя страдать. Это проявление является естественным этапом развития, но у некоторых детей происходит фиксация на этом способе получения удовольствия, построения отношений по принципу сильный-слабый, мучитель-жертва, а не на основе взаимоуважения и партнерства.

Пассивность – оборотная сторона агрессии. В этом случае ребенок боится проявить малейшую агрессию, а это приводит к отказу от соперничества, достижения целей, самоутверждения в коллективе.

Непонимание, непризнавание правил и ограничений является важной проблемой, прежде всего, для группы в целом, сам же ребенок может воспринимать критику в свой адрес как просто отвержение и агрессию со стороны других. У него нет представления о желаниях другого, его границах, мир он воспринимает как инструмент и источник для получения удовольствия. Основной его задачей является навязать свою волю другим, но другие, чаще всего, не слишком желают играть в эту игру и отвергают такого ребенка. Отсюда неизбежность разочарований, обид.

Если перед школой ребенок посещал детский сад, ему будет очевидно легче адаптироваться к школе. Тем не менее, начало обучения в школе ставит ряд совершенно новых задач перед ребенком и его родителями. Ребенок начинает входить во взрослую жизнь, привыкает быть самостоятельным, брать ответственность на себя, находит свое место в коллективе, проявляет свои способности и таланты. В его жизни появляются новые авторитеты, он постепенно расширяет круг значимых для него личностей, сравнивает ценности своей семьи с таковыми в семьях своих сверстников.

Эмоционально-психологические особенности ребенка отразятся на процессе адаптации, или облегчая ее или, напротив, осложняя, что не может не отразиться на учебе.

Вот некоторые из сложностей, проблем, с которыми могут столкнуться ребенок и его родители уже с момента начала обучения в школе или через некоторое время.

Трудности в учебе. Чаще всего они не обусловлены интеллектуальными способностями ребенка, а определяются его эмоциональным состоянием, отношением к обучению, познанию, к ситуации обучения в целом, тем, как он чувствует себя в школе и классе. Ребенок неусидчив, отвлекается, плохо запоминает, не проявляет интереса, активно или пассивно протестует против посещения школы.

Проблемы в отношениях с одноклассниками. Ребенок может претендовать на роль лидера и очень огорчаться, что он таковым не является. Или он может жаловаться, что его обижают, плохо относятся, не хотят с ним дружить. Все эти ситуации тяжело переносятся и ребенком, и его родителями, у которых, кстати, оживают свои воспоминания о времени обучения в школе, о тех тревогах и проблемах, с которыми им приходилось справляться, возможно самостоятельно, не находя поддержки в родителях или просто к ним не обращаясь.

Одним из главных методов в моей работе по  формированию межличностных отношений между детьми, является подвижная игра. Она оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. В своей практике я использую такие, игры как:

«Почта», «Воеводы», «Белые медведи», «Карусель», «Наоборот», «Путешествие по дну моря» и др. 

          Игры  для снятия агрессии у детей:

  1. Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

  1. Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

  1. Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

  1. Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

  1. Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

  1. Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

  1. «Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Для снятия тревожности  у детей я использую такие методы  приемы, как:

  • игры с водой, песком, глиной.
  • Подвижные игры: учу детей снимать напряжение через направленную игры: догонялки, прыгалки, зарядку и т. п.
  • Массаж.
  • Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон.
  • Отработка уверенных навыков поведения в конкретных ситуациях

Наиболее широкие возможности в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А, используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

Самое главное, что все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь детям успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из  возбужденного состояния к спокойному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Подготовка детей к школе | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar