Среда, 24.04.2024, 18:42

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка детей к школе

Формирование познавательного интереса у детей, желание узнавать новое.

Формирование познавательного интереса у детей,   желание узнавать новое.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении,
  • благоприятствует формированию способностей;
  • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех

психических процессов.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).

Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.

И здесь я для себя наметила три линии возможной работы.

Первая из них — поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет — лучше от данной темы отказаться и поискать другую тему.

Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры. Существует широко известная закономерность, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.

Момент последующего включения того нового, что узнает ребенок, в игру или практическое действие очень важен — и не только в плане освоения и закрепления нового знания. Важен он и в плане поддержания активного интереса ко всему новому. Без этого узнавать новое ребенку неинтересно.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает

разнообразные сведения, среди которых выделяют две категории знаний и умений.

Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть вне организованного обучения, в повседневном общении. Моя задача: помочь детям систематизировать знания и умения первой категории, развить познавательный интерес, научить детей получать информацию в общении с другими источниками (книги, диафильмы, журналы и т. п.).

Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. Они более сложны по содержанию и структуре и являются систематизированными. На занятиях я  учитываю, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяю быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяю у них способность соблюдать правильное поведение, слежу за тем, внимательно ли они слушают объяснение.

Не маловажно в моей работе и то, что дети удовлетворяют свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования. Ребенок с одной стороны  расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача  – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.   Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.); такие явления природы, как  снегопад, метель, гроза, град, иней, туман,  вызывают у детей этого возраста особый интерес.  Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. 

В своей группе я провожу  эксперименты с растениями; с объектами неживой природы; с продуктами, с самим человеком. Опыты мы проводим в групповой комнате, на участке, на огороде. Иногда опыты бывают и не запланированные, а как бы в ответ на детский вопрос. Опыты бывают кратковременными и длительными,  однократными и многократными, эпизодическими и систематическими. Приведу примеры некоторых из них:

  • может ли растение дышать
  • нужен ли корешкам воздух
  • в тепле и в холоде
  • вершки – корешки
  • зачем человеку руки
  • сколькими способами может передвигаться человек.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание, и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

“Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно- волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет мне подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка.

Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи я использую разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

 Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно- ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

 

Категория: Подготовка детей к школе | Добавил: podnozova73 (08.02.2017)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar