Вторник, 23.04.2024, 19:49

Дошкольный мир

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию детей средствами музейной педагогики «Мое Оренбуржье» Для детей под
06.02.2017, 19:28

Пояснительная записка.

Актуальность: Сегодня как никогда остро назрела проблема гражданского и патриотического воспитания, т.к. в России наступило время, когда многие отказываются от традиций накапливающихся веками. Патриотическое воспитание занимает уже не такое место в жизни людей. Патриотизм уже нельзя навязать, но возможно ограничить влияние на только формирующиеся неокрепшие еще души наших детей. Для того чтобы достичь поставленных целей, нужно показать детям что Россия не только место где они проживают. Россия - это великая страна с многовековой историей. Наша родина много столетий была одной из самых многочисленных империй во всем мире. Главной задачей на сегодняшний день становиться сохранение единства и могущества России. И в этом неоценимую помощь могут оказать музеи в школьных и дошкольных учреждениях, которые ведут реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и воспитательную работу.

«Национальная доктрина образования в Российской федерации» (2000 год) называет среди основных целей и задач образования в России «разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности, организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».

Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов.

На основании вышеизложенного,  мною была разработана парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию              «Мое Оренбуржье».

Учитывая  запрос населения на образование и воспитание, социальный заказ общества, изучив общественное мнение, мнение родительской общественности, наш педагогический коллектив считает, что созрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса. Это возможно в случае активного внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в МДОУ музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства, центром которого станет музей МДОУ. В этом заключается новизна разработанной мной программы.

Музей в дошкольном учреждении помогает развивать у детей исследовательскую активность, творческое мышление, прививать навыки самостоятельного приобретения знаний, активно участвует в формировании личности ребенка.

Достижение наилучшего результата будет напрямую связано с умением музейного педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

Данная программа разработана по направлению социально-личностного развития детей.

 

Цель данной программы:

•    нравственно-патриотическое воспитание и развитие личности ребенка как полноценного члена человеческого общества средствами музейной педагогики.

Задачи данной программы:                                                                                         

  Образовательные:

  1. Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности.
  2. Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний.

Развивающие:

  1. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве.
  2. Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.
  3. Развивать умение сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.

Воспитательные:

  1. Воспитание активной жизненной позиции и чувства глубокого уважения к историческому прошлому родного края.
  2. Воспитывать культуру поведения в общественных местах

Тема нравственно- патриотического воспитания дошкольников  рассматривается во многих программах для детского сада. Например,  программа «Приобщения  детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева),  программа «Непреходящии ценности малой Родины»  (Е. В. Пчелинцева), «Здравствуй мир!» (Вахрушина) и др. Но тема музейной педагогики  в программах  для детского сада прослеживается мало.

Отличительной особенностью разработанной парциальной программы, является использование методов музейной педагогики, апробированных на региональный компонент, а также адаптированные на музей ДОУ.

Программа разрабатывалась в течении двух лет: первый год – подбор и изучение информации, литературы, проведение анкетирования с детьми, бесед с родителями, составление планов работы, разработка материалов для образовательной деятельности. Второй год -  внедрение программы в практическую работу ДОУ.

Этапы реализации программы:

1 этап. Организационно – подготовительный

Теоретический анализ проблемы нравственно-патриотического воспитания, осмысление и определение темы.

Изучение учебно – методической литературы, накопление практического опыта

Анализ и обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2 этап. Внедренческий

Разработка программы

Осуществление опытно – экспериментальной работы, на основании которой проводилось уточнение рабочей  версии  программы, выявлялись и проверялись условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса  детей дошкольного возраста по данной программе.

Создание развивающей среды – музея ДОУ

Изготовление дидактических игр, макетов, подбор наглядного и иллюстративного материала для экспозиций и выставок музея.

3 этап. Заключительный

Анализ и обобщение результатов исследования.

Корректировка и утверждение перспективного планирования.

Внедрение разработанной программы в образовательный процесс.

Программа «Мое Оренбуржье»  рассчитана на один год работы с детьми подготовительной к школе группы.

 

Категория: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ | Добавил: podnozova73
Просмотров: 350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar